Тема поэзии у А. С. Пушкина
Введение. Одной из центральных тем пушкинской поэзии является тема музы. Имя музы, античной богини, покровительницы и вдохновительницы поэтов, отсылает нас еще к временам Гомера: «Муза, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».
В новое время муза становится символом традиции, той цепи, которая связывает живущих поэтов с умершими, новые произведения — с образцами. Пушкин продолжил древнюю традицию обращений к музе, осмыслил ее и завершил.
Основная часть.
1. На первом этапе своего творчества Пушкин — продолжатель традиции. В программном стихотворении «К Жуковскому» он, совершая древний поэтический ритуал, присягает музам на верность: «В парнасской сени // Я с трепетом склонил пред музами колени… // Мой жребий вынул Феб, и лира мой удел». Традиционный выбор, который стоял перед ним в юношеские годы, был между «веселой», «унылой» и «торжественной» музой. «Веселая» вдохновляла на анакреонтические песни во славу Вакха и Венеры, унылая — на элегические любовные исповеди, торжественная — на одические прославление, обличение и призывы.
Друзья-декабристы призывали Пушкина сделать выбор в пользу вольнолюбивой оды. Поэт же решил по-своему и не отказался ни от одной из муз. При этом все три музы были объединены одной страстью Пушкина — стремлением к свободе.
1а. Свобода раннего Пушкина многолика. В шутливых посланиях ее синонимами являются «праздность» и «разгул»; музы здесь — «милые» и «молодые», в одном ряду с «ленью» и легкомысленной «любовью»; творческая свобода здесь сродни буйной вольнице пиров, Феб рядом с Вакхом . И в то же время муза юного Пушкина могла становиться грозной и строгой.
Так, в «Вольности» поэт призывает возвышенную одическую музу — «Свободы гордую певицу».
2. Со второй половины 1820-х годов Пушкин уже не просто продолжает традицию, а осмысляет ее. «Я понять тебя хочу, // Смысла я в тебе ищу» — так Пушкин говорит о загадке жизни ; та же воля к глубинному знанию движет поэтом, когда он обращается к загадке музы. Муза для зрелого Пушкина есть метафора поэтического служения и поэтической свободы, служения высшему, свободы — от «черни», «толпы» и «низких истин».
Идея служения глубоко традиционна, она исходит из представления о божественной природе поэзии; Пушкиным же эта традиционная идея выстрадана в полной мере и додумана до конца. Да, Пушкин говорит то, что до него уже не раз говорилось: певец — «Богом избранный», лира его — «священна»; но при этом взгляд поэта на место поэта и поэзии в мире — предельно трезвый. Если в ранний период Пушкин, следуя традиции, писал о всесилии музы , то уже в конце 20-х годов он отрицает даже полезность поэзии:
Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас: В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас.
Муза не уживается с модой и сиюминутными порывами «толпы», ее стихия — большое время. Сам же поэт, когда он не с музой, живет в малом времени — и тогда он не лучше, а то и хуже других:
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен. .
Когда же его посещает муза, он преображается, становится боговдохновенным — как бы выходит из себя и забывает себя:
Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.
Из «ничтожного» состояния поэт поднимается до библейского пафоса — под воздействием вдохновения:
И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.
А что необходимо для вдохновенного служения музе? Свобода — от сегодняшних мнений, от предрассудков современников; отречение от малого времени ради большого:
Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодный, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум…
3. Позднее творчество Пушкина — время итогов. Позиция Пушкина становится еще более трезвой и «угрюмой». Во второй половине 20-х годов Пушкин еще верил в то, что поэт , хоть и не может ничему научить толпу, все же может советовать царю :
Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу.
В 30-е годы муза Пушкина окончательно отворачивается от современности — и от царей, и от народа: «Зависеть от властей, зависеть от народа — // Не все ли нам равно, Бог с ними…» .
Поздний Пушкин думает о своем месте в большом времени и — шире — о миссии поэта, о предназначении поэзии. В результате появляется итоговое стихотворение Пушкина «Памятник» — гениальное переложение оды Горация. В «Памятнике» поэт вновь возвращается к вопросу о полезности поэзии и дает свой решающий ответ на этот вопрос: «И буду тем любезен я народу…» Чем же? Не красотой стихов, а их этической ценностью.
То есть уроком, полезным для народа, общественной пользой: «И буду тем любезен я народу, // Что чувства добрые я лирой пробуждал».
После всего сказанного Пушкиным о «бесполезности» стихов, о разрыве между «певцом» и «толпой» — в «Памятнике» вновь, как в ранней «Вольности», утверждается идея неразрывной связи поэта и народа. Однако что понимается под «народом»? «И гордый внук славян, и финн // И ныне дикой // Тунгус, и друг степей калмык» — все они не в малом, а в большом времени. Поэт не только «вознесся выше» Александрийского столпа — символа государственной власти, но и преодолел власть времени . Поэтому любезен народу Пушкин будет не только и не столько в свое время, а во все времена. К его памятнику «не зарастет народная тропа», пока существует человеческая культура .
Вот к этому — «вечному» — народу и обращается Пушкин, для него и предназначает свой урок «чувств добрых».
Заключение. Стихотворением «Памятник» Пушкин завершает древнюю тему музы. Последняя ода Пушкина становится последней одой в мировой литературе: «Муза отлетела, и после Пушкина отношения поэта к поэзии не суть отношения к Музе. Кончилась 3000-летняя история. Как установить будущее?
Кто заменит Музу? Об этом только возможны методические предположения на общую тему, завещанную нам Пушкиным: о месте поэзии в абсолютной цивилизации» .
ТЕЗИСЫ. «Памятник»
Смысл заглавия: уподобление поэзии памятнику, увековечивающему самого поэта. Сравнение миссий поэта и государства: цивилизаторская программа просвещения диких народов. «Памятник» Пушкина и классический принцип подражания как состязания: сопоставление стихотворения Пушкина со стихотворениями Горация и Державина. Основное предназначение поэта у Горация , у Державина , у Пушкина . Гордость поэтов: за заслуги перед поэзией и государством у Горация и Державина, за общечеловеческие заслуги у Пушкина.
Эгоцентрическая позиция поэта у Горация и Державина, самоотверженная позиция поэта у Пушкина; заинтересованная муза у Державина и Горация, бесстрастная муза у Пушкина . Вещественные образы у Горация и Державина; духовные образы у Пушкина. Религиозные мотивы в «Памятнике» и проблемы духовной эволюции Пушкина в 1830-х годах.
См. другие стихотворения Пушкина на тему поэзии: «Арион», «Поэт», «Эхо».
Тема поэзии у А. С. Пушкина