• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

 

Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Цели
:

Обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков. Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начнем урок русского языка. Мы с вами изучили большой раздел русского языка. Давайте вспомним, как этот раздел называется. 2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа с эпиграфом.
— Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк? 4. Слово учителя.
Словообразование — один из важнейших разделов русского языка. Словообразование — один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними. — Ребята, а что же такое морфема? Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд. 5. Кроссворд.
По горизонтали:
1.

Изменяемая часть слова. 5.

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. По вертикали:
2.

Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. 6. Способы образования слов.
А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. — Какие вы знаете способы образования слов?

Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1)
1. приставочный 2. суффиксальный 3. приставочно-суффиксальный 4. сложение (основ или целых слов) 5. сложение сокращенных основ 6. переход одной части речи в другую летчик парашютистка электровоз приходить МГУ приморский сбербанк больной пододеяльник сотрудник кресло-кровать дежурный птицефабрика турпоход ОРТ 2) Морфемный и словообразовательный разбор.
приморский 7. Словообразование и орфография.
Словообразование тесно связано с орфографией.

И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе. 1) Корни с чередованием гласной.
— Какие корни с чередующимися гласными мы изучали? — Когда пишется корень — кос-, — кас-? — Когда пишется корень — гар-, — гор-? Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).
1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства. 3. Ночь уже л…жилась на горы. 4. Все двери зап…рались на замок. 5. Река протекала в густых зар…слях. 6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром. — Синтаксический разбор 1-го предложения. 2) Гласные в приставках пре — и при-.
— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре — и при-. Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

СловаЕИ
Пр…образователь
Пр…школьный
Пр…успевать
Пр…лунение
Пр…красный
Пр…рвать
Пр…остановить
Пр…одолеть
Пр…выкать
Пр…поднять

Тест
1) В каком ряду пре-, при — входят в состав корня.
1) привилегия, престижный 2) неприметный, превращение 2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.
Кудесник, ты лживый безумный старик! Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.

1) пре-, пред — 2) при-, прид — 3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.
1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю. 2) Непр…

Одолимо тянуло их богатство купцов. 3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега. 8. Словообразование и культура речи.
1) Подготовленный ученик. 2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.

Горд-ость горд-ын-я горяч-к-а горяч-н-ость об-судить за-судить о-своить у-своить Гордость — чувство собственного достоинства. Гордыня — непомерная гордость. горячка (разг.) — сильное возбуждение, азарт.

Горячность — вспыльчивость, несдержанность. Обсудить — кого-то, что-то. Засудить — человека. освоить — профессию. усвоить — материал. Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

Задание: составить словосочетания (по вариантам).
1-в надеть — ? нарезать — ? одеть — ? порезать — ? 9. Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке? — основные способы словообразования. — морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней). (Таблица). — проследили, как словообразование связано с другими разделами. — Какой можно сделать вывод? Вывод
: Словообразование — важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
6 класс
Учитель: Петрушина М. Н. МОУ Сосновская СОШ № 1 Тамбовская область



Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование»

Другие сочинения по теме:

  1. Тема урока. Тематическая контрольная работа по теме «лексикология» (тест) Цель: обобщить изученное; проверить знания и навыки учащихся по теме «лексикология». Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений. ХОД...
  2. Тема урока. Повторение темы «Лексика» Цели: стимулируя прочное усвоение материала, систематизировать сведения по теме; используя инновационный прием (диаграмма Венна), межпредметные связи, развивать логическое мышление учащихся;...
  3. Тема урока. Повторение. Простое и сложное предложение Знаки препинания в изученных синтаксических конструкциях Цель: повторить и углубить понятие о синтаксисе и его основных единицах, знаках препинания при...
  4. Тема урока. Повторение. Имя существительное Цели: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; совершенствовать орфографические навыки написания этой части речи; развивать умение составления связного текста...
  5. Тема урока. Повторение темы «Имя прилагательное» Цели: вспомнить правила орфографии по темам «Имя прилагательное», «Имя существительное»; обучать работе с диктантом-переводом; вырабатывать чутье к языку, способствующее усвоению...
  6. Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола» Содержание урока учитель составляет в зависимости от степени подготовки класса. В ход урока можно включить следующие задания. 1. Послушайте предложения....
  7. Тема урока. Итоговое повторение. Предложения с обособленными членами, обращениями, вводными словами Цели: систематизировать и обобщить теоретические сведения по теме урока; совершенствовать правописание, учебно-языковые умения и навыки. оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал....
  8. Повторение орфограмм и пунктограмм, их закрепление в практической работе Цели: повторить изученные в 5, 6 классе орфограммы и пунктограммы; закреплять навыки определения орфограмм в словах, их опознания; учить систематизировать...
  9. Повторение слов Ущерб информативной насыщенности речи наносит и повторение слов. Лексические повторы нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами и обычно свидетельствуют о неумении...
  10. Тема урока. Буквы А, О в корнях — кас — кос-, — лаг — лож- Цели: продолжив наблюдение за чередованием гласных в корне слов, вывести правило самостоятельно; совершенствовать навык написания слов с чередованием в корне;...
  11. Тема урока: Фразеологизмы (закрепление) (русский язык 6 класс) Ход урока На доске написаны слова: Сесть (на коня, в калошу). Впирать (мазь, очки). Повесить (голову, пальто). Учитель. Прочитайте слова....
  12. Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока по русскому языку «Разделительные ь и ъ знак.» Цели: Формирование навыка самостоятельной работы в написании слов с разделительными...
  13. Тема урока — Рассказ А. П. Платонова о школе Цели урока Формирование представлений учащихся о нравственном образце взаимоотношений двух близких людей: сына и матери. Знакомство учащихся с диалогом. Обучение...
  14. Тема урока. языковая тема (контрольное списывание). Аудирование Цели: проверить уровень знаний по теме, умения и навыки их использования; развивать Внимание, самостоятельность и ответственность при выполнении контрольных заданий;...
  15. К уроку по теме: «Марк Твен. Юмористический рассказ «Укрощение велосипеда» (для самостоятельного чтения) Учитель: Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие эпизоды показались особенно смешными? Какие фразы заставили вас смеяться? Зачем герой,...
  16. К уроку по теме: «Мери Мейп Додж «Серебряные коньки» (для самостоятельного чтения) Фрагмент урока 1. Ребята, в книге есть глава, которая посвящена Голландии — Стране каналов. Расскажите, пожалуйста, почему каналы делают эту страну особенной....
  17. Что такое синтаксис? — Основные понятия синтаксиса Что такое синтаксис? Термин «синтаксис» имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные...
  18. Тема урока — Сопоставительный анализ поэзии и прозы Цели урока Сравнительный анализ изображения картин осени в поэзии и прозе. Закрепление представлений детей о поэзии и прозе, о теме...
  19. Тема урока А. П. Платонов «Еще мама» Цели урока Знакомство учащихся с возможностью автора передать в портрете героя главные черты его характера. Продолжение наблюдений над языковыми художественными...
  20. Тема урока. Понятие о фразеологии. Фразеологизмы, фразеологический словарь Цели: повторить ранее полученные сведения о фразеологии; развивать навыки работы с фразеологическим словарем; расширять словарный запас учащихся; познакомить с требованиями...
« Биографическая тема в произведениях Державина
Характеристика образа Большова в пьесе «Свои люди — сочтемся» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения