• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Тема пути в поэзии Блока

 

Тема пути в поэзии Блока

Конечно, реальный путь развития Блока не сводился к выполнению этого путеводного повеления. Оно лишь парило над его жизнью, освещая ее глубины, не принуждая, а только подсказывая. Реальная эволюция Блока, как и многих других поэтов, являлась производной (своего рода вектором) стихийного развития его личности и его Сознательно направленной воли. Но в бодрствующем сознании Блока идея воли долженствования явно выдвигалась вперед.

Тема пути, разумеется, не есть прямое следствие брезжущих в душе Блока туманно очерченных целей, хотя бы тех, которые соответствовали его словам о «вочеловечении» (эти слова относятся к 1911 году). Блок не был ни создателем философской системы, ни моралистом, ни проповедником и отнюдь — даже если бы хотел этого — не мог целиком подчинить стихию своего духовного бытия и своего творчества какой-либо четкой норме. Блок не был и утопистом, подобным религиозным философам старшего поколения (Вл. Соловьев периода теократических увлечений, Н. Федоров) и их последователям, связанным с символизмом, — Мережковскому, даже Андрею Белому и Сергею Соловьеву, все сильнее склонявшемуся к ортодоксальной религии.

Конечно, в поэтических созерцаниях Блока абстрактное мышление идеала преобладало над исторически-конкретным. Символы, относящиеся к «абстрактному уровню», в творчестве Блока многочисленны. То, что можно было бы обозначить как «цель для всех», Блок облекает в своих стихах и прозаических высказываниях в романтическую дымку, а иногда и вовсе сомневается в такой «цели».

Из всех высказываний Блока дооктябрьской эпохи, заключавших в себе прогнозы и надежды в области «общественного развития», одним из наиболее существенных следует считать то, в котором он ставил вопрос о воспитании детей. В этом черновом наброске, включенном в записную книжку 1915 года, Блок резко порицает «сентиментальность по отношению к детям», развивающую в них «бездеятельность, апатичность, неприспособленность к жизни». Вместе с тем он напоминает, что «нашим детям предстоит в ближайшем будущем входить во все более тесное общение с народом, потому что будущее России лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств (…). Дети наши, — продолжает Блок, — пойдут в технические школы по преимуществу (…). Россия явно требует уже не чиновников, а граждан; а ближайшее будущее России требует граждан-техников и граждан-инженеров; а в какой мере не хватает инженерам и техникам «творческой интуиции», нам показывает печальная действительность; а какое великое возрождение, т. е. сдвиг всех сил, нам предстоит и до какой степени техника и художественное творчество немыслимы друг без друга (…) мы скоро увидим, ибо, если мы только выправимся после этого потопа (речь идет о войне), нам предстоит перенестись как на крыльях в эпоху великого возрождения, проходящего под знаком мужественности и воли» .

В этих высказываниях есть слой мыслей, принадлежащий к временным, более или менее «этапным» увлечениям Блока идеей индустриального обновления России (ср. стихотворение «Новая Америка» и замысел драмы «Нелепый человек»), — слой, почти не смыкающийся с наличным и «субстанциональным» для Блока потоком его поэтического сознания, то есть, прежде всего, с содержанием его лирики. Но вместе с тем в этих высказываниях присутствуют и некие постоянные для зрелого Блока мотивы, входящие, как основные определения, в его мечту о человеке будущего: идеи демократизма, мужественности, воли, артистизма («творческая интуиция»).

Таковы общие контуры встающих перед Блоком зрелого периода дальних и ближних целей (идеалов). При этом наблюдения показывают, что даже эти легкие прикосновения к мысли о цели нередко сменялись у Блока исключением ее из концепции движения. Силы пути, влекущие Блока вперед, являлись постоянно действующим фактором его поэтического сознания. Но эти силы в своих проявлениях сталкивались в различные периоды его развития с противонаправленными тенденциями. Творчество Блока было тесно связано с освободительным движением, но брожение индивидуалистических стихий, усиленное в эпоху реакции, несмотря на всю энергию сопротивления Блока темным порождениям этой эпохи, не могло пройти для него бесследно. Стихия отрешенного эстетизма, пряные красивости модернистского искусства, превратившаяся в культ эротика, игра в трагедию и мистику, соблазны «беспредметного» завораживающего лиризма окружали Блока и требовали бдительности. «…Город всех сбивает с пути»,- провозгласил один из героев лирической драмы «Король на площади». А позже, характеризуя эти уже прошедшие годы своей жизни, Блок признавался, что явившаяся ему тогда «неведомая сила» «блаженством исказила путь» («Вячеславу Иванову»), да и прежде отзывался об этом периоде, получившем выражение во «втором томе», более чем сдержанно.

Погружение в жизнь, самоотдача стихии — это был тоже путь, соответствующий общему замыслу блоковской поэзии. Это был путь, открывающий горизонты и уводящий Блока из мира уециненных созерцаний и «аскетического служения». Но это стихийное приобщение к жизни контролировалось в творческом сознании Блока идеей пути в более высоком смысле — направленного духовно этически и граждански ответственного. В соизмерении с этой постепенно сложившейся идеей пути, включавшей мысль о неустанном росте, движении вперед, о высокой цели, контрастно выступали не покидавшие Блока переживания пассивности, образы возвратов, остановок, безысходной повторяемости. Жизнь предлагала Блоку и образцы роста, и вместе с тем символы замедления, круговорота, дурной бесконечности, и поэт, не пытаясь уравновесить эти впечатления, принимал их как противоречащие друг другу и всеопределяющие данности: правду пути и реальность беспутья.



Тема пути в поэзии Блока

Другие сочинения по теме:

  1. Тема России в поэзии А. Блока Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть один писатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест...
  2. Пронзительные строки в поэзии Блока Случилось так, что в душе я весьма романтичная особа. Именно поэтому мне всегда нравились различные, немного даже сказочные, нереальные, произведения....
  3. Эволюция творческого пути А. Блока Эволюция творческого пути А. Блока от драмы «Песня Судьбы» к последней драме «Роза и Крест» демонстрирует достаточно резкую перемену эстетических...
  4. В чем я вижу современность поэзии А. Блока? Поэзия Александра Блока была, есть и будет современной всегда. Так как не может иметь категорию времени гуманизм и духовность, гражданственность...
  5. Размышления о народе и интеллигенции в поэзии Блока Размышления о народе и интеллигенции в большей мере, чем многое другое, были связаны с приближением Блока к реальному содержанию русской...
  6. Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока С 1910 г. Блок работал над поэмой «Возмездие», в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее:...
  7. Художественное совершенство поэзии Блока Художественная литература, как и другие виды искусства, воздействует не только на умы, но и на сердца читателей, приучает их восхищаться...
  8. Главные мотивы и ведущие символы поэзии Блока Когда поэт по-настоящему талантлив, его поэзия всеохватывающая и очень тяжело вычленить главные темы его творчества. Так и с поэзией А....
  9. Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока) Что такое искусство? Может оно приносить пользу или в нем нет никакой пользы? Что такое символ в искусстве? Такие вопросы...
  10. Творческая оригинальность поэзии Александра Блока Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета, мать (О. Кублицкая-Пиоттух),...
  11. На тему «Лирика А. Блока» Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции...
  12. Блок — самая большая лирическая тема Блока Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он...
  13. Идея » любви-ненависти» к жизни в поэзии А. Блока Почти никогда не бывает так, чтобы поэзия не воссоздавала какие-то моменты жизни самого поэта. Человек, который не знал радости любви,...
  14. Пророчество поэта А. Блока Сочинения по литературе: Пророчество поэта А. Блока И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены,...
  15. Лиризм и гражданственность поэзии А. Блока Поэтические образы Блока нельзя рассматривать как простые отражения реальных объектов или как обычные метафоры и метонимии, просто нагруженные каким-нибудь абстрактным...
  16. Анализ стихотворения Блока «О доблестях» Стихотворение «О доблестях…» поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И все-таки нельзя...
  17. МУЧИТЕЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ А. БЛОКА Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил...
  18. Образ новой России в стихотворениях Блока На разных этапах поэтического развития Блока это понятие «лирической величины» изменялось. В стихах «На поле Куликовом» в гениальном озарении предстало...
  19. «Кризис в критике» и позиция Блока Блок был русским символистом, входил в символистские литературные круги, участвовал в символистских изданиях и издательствах, высоко ценил творчество крупнейших поэтов...
  20. Творческий путь А. Блока За рубежом Блока принято считать вторым после Пушкина величайшим русским поэтом. Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник...
« ТЕМАТИЧНЕ ОЦІНЮВАННЯ ЗА ТВОРЧІСТЮ Т. ШЕВЧЕНКА, К. МАЛИЦЬКОЇ ТА О. ПЧІЛКИ
Характеристика Петра Первого в одноименном Романе А. Н. Толстого »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения