Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени»
Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени. «Фаталист» до сих пор остается самой непрочитанной, самой загадочной новеллой в составе философско-психологического романа Лермонтова «ГНВ». Вулич — двойник Печорина, так же Грушницкий и Вернер.
Вернер — интеллектуальный двойник, он скептик и материалист. Грушницкий и Вулич — эмоциональные двойники. Под маской внешнего спокойствия и хладнокровия Вулича скрывается борьба чувств и страстей. Вулич испытывает страсть к игре, он играет не ради денег, а желая проверить, есть ли силы мощные и иррациональные.
Ему требуется постоянно испытывать на себе, есть ли предопределение или нет — это начало новой игры. Борясь с судьбой, со смертью, Вулич на время получает власть над другими. Печорин интуитивно чувствует внутреннее состояние Вулича и невольно предсказывает ему судьбу. Вулич и Печорин относятся к тому поколению, наиболее сильные и яркие представители которого скитаются по земле без убеждений и не способных более к великим жертвам на благо человечеству. В напрасной борьбе они истощили жар души и постоянство веры, их скептицизм рождает невольную боязнь, сжимающую сердце при мысли неизбежного конца.
Роман завершается этой главой потому, что она делает его философским, обращает читателя к духовным истокам печоринского индивидуализма. Через композицию романа автор раскрывает свое отношение к герою — желание снять с него главную личную ответственность за низкие поступки и оправдать его, несмотря на то, что он стал нравственным калекой.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова «Герой Нашего Времени»