Тема России в творчестве А. А. Блока
По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение «Гамаюн, птица вещая» стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России.
Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн …вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней , сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была: …Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!
Цикл «На поле Куликовом» целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России: В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь… И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль…
Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены: И нет конца! Мелькают версты, кручи… Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: «О, Русь моя!
Жена моя!» В стихотворении «Новая Америка» Россия названа «невестой», а в стихотворении «Россия» любовь к родине сравнивается с любовью к женщине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Россия представлена в стихотворениях «Сытые» и «Фабрика» — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия «сытых» и «нищих». В «Сытых» — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены: Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать.
В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская «Родина» с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской «Россией» некрасовские строки об «убогом и темном родном уголке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить — У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской «России»: И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика. Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении «Русь»: Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма «Возмездие» .
Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, «огромного, водянистого» царя , «Державного Основателя» . Вся поэма пронизана лейтмотивом «возмездия» — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши… В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым «колдуном», «волшебником», а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей.
Здесь возникают параллели со стихотворением «Русь». Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих «революционных предчувствиях» накануне первой мировой войны.
Ожиданием перемен пронизано и стихотворение «Рожденные в года глухие…», посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей «страшных лет России», и призывает к обновлению: И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, — Те, кто достойней, боже, боже, Да узрят царствие твое! Налицо перекличка с лермонтовской «Думой».
Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма «Двенадцать» подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос «писателя-Ви…», не принявшего революцию: — Предатели! — Погибла Россия! Звучит и голос красногвардейца.
В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах: Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию.
Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос. Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции.
Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию. В своей статье «Интеллигенция и революция» он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой». Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.
Тема России в творчестве А. А. Блока