Тема России в творчестве поэтов Серебряного века
Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. — периода, обозначенного в истории русской литературы «серебряным веком».Этот период отмечен именами таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева и др. Главное, что объединяло творчество этих поэтов и особенно привлекает наше внимание их произведениям,- это глубокая любовь к Родине, к Росси и неизменная вера в ее великое будущее. Различна судьба названных поэтов, по-разному пережившие трагический период в истории России. Но каждому из них пришлось испить из чаши страданий, выпавших в то время на долю Родины и народа. Талантливые стихи М. Цветаевой долго не публиковались.
А когда увидели свет, стало ясно, как горько переживала поэтесса судьбу своей родины и народа, втянутых в кровавую и бессмысленную войну. Жалость и печаль переполняли ее сердце. Бессонница меня толкнула в путь. О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!- Сегодня ночью я целую в грудь- Всю круглую воюющую землю!…
Бедствия народа — вот что пронзило ее душу. Чем прогневали тебя эти серые хаты,- Господи!-и для чего стольким простреливать грудь! Поезд прошел, и завыли, завыли солдаты, И запылил, запылил отступающий в путь… В годы народного горя, еще не вполне понимала причины и маштабы его, поэтесса всем сердцем откликнулась на этот плач народный.
М. Цветаева внимательно присматривалась к тем переменам, которые принесла стране революция. Ей всегда был чужд мир «сытых»; душа болела за врага. Два на миру у меня врага, Два близнеца — неразрывно — слитых: Голод — голодных — и сытость сытых! Оказавшись в 1922 г. в эмиграции, М. Цветаева оставалась верной своей любви к родной Москве, к России, к русскому народу, к русской культуре.
На всю жизнь сохранила она острое ощущение, «что зарей в Кремле Легче дышится — чем на всей земле!» Щемящей тоской проникнуты стихи, посвященные разлуке с родиной, со многими близкими, с которыми «расстояние: версты, мили… рас — ставили, рас — судили… по двум разным концам земли…» В 1925г. с какой грустью пишет она: Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится. Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Мотив «Россия, родина моя!», ностальгически окрашенный, звучит и в стихотворении «Родина» Здесь горькое сознание «разъединенности неразъединимого»: «родина моя» и одновременно «чужбине». А дальше признание: Настолько родина и сталь Рок, что повсюду, через всю Даль — всю ее с собой несу!
Тема родины звучит и в последним цикле стихов — антифашистских стихов, тема родины и в «Стихах к Пушкину», и в «Стихах к сыну» с настойчивым советом : «Езжай, мой сын, в свою страну…» Марина Цветаева вернулась в Россию, но в 1939г., в самый разгар репрессий, что трагически сказалось и на ее судьбе… Естественно, что в поэзии А. Блока, поэтический дар которого так высоко ценила М. Цветаева, тема родины раскрывается иначе. Первым воплощением этой темы в творчестве Блока стало стихотворение «Осенняя воля» . Здесь высказано самое дорогое — убеждение, что в любви к родине — спасения человека, что невозможно представить свою судьбу в отрыве от судьбы родины: «Как жить и плакать без тебя!» Вершиной патриотической лирики Блока явился цикл «На поле Куликовом» Хотя Блок обращается к прошлому России, оно всегда перекликается с настоящим. Мрачная обстановка в России накануне первой мировой войны отождествляется с татарским нашествием: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. Предчувствие грядущих событий выражено поэтом в строчках, ставших крылатыми:»И вечный бой! Покой нам только снится…» Через все творчество Блока красной нитью проходят его размышления об исторических судьбах России, о будущем его «роковой, родной страны!» Революцию Блок принял как избавление от «старого мира», «страшного мира». Двенадцать апостолов революции в поэме «Двенадцать» символизируют новый мир. И как символ рождения нового мира «в белом венчике из роз — впереди — Иисус Христос».
Блок верил в очистительную представлялось поэту как «великое возрождение под знаком мужественности и воли. Сказанным не исчерпывается тема родины в лирике Блока. Ведь им написана прекрасная ода «Скифы»,в которой поэт снова, уже после революции, размышляет об исторических судьбах и задачах России. Ему принадлежит прекрасные образцы пейзажной лирики, где снова-о родине.
А Есенин, как бы перекликающийся в своем признании с другим великим поэтом — с Лермонтовым: Но люблю тебя, родина кроткая А за что — разгадать не могу. Выходец из народной среды, Есенин отдал свое сердце поэта русской деревне, русской природе: «Все равно останусь я поэтом золотой, бревенчатой избы». Горько было осознать ему, что время революционных перемен не принесло доброго, светлого в жизнь деревне, не получилось «мужицкого рая». Но голос Есенина, воспевающего «Русь, малиновое поле», «нескончаемое синее, нежное», «голубую Русь» с ее зелеными лугами, золотистыми осенними лесами, был подхвачен одним из самых талантливых поэтов нашего времени.
Эта муза не пришлого дня. С ней люблю, негодую и плачу. Много значит она для меня, Если сам я хоть что-нибудь значу, писал Н. Рубцов о Музе Есенина.
Творчество Рубцова — это искренняя песнь о любви к Родине, к России, продолжающая святые традиции поэтов «Серебряного века» воспитывающих в нас любовь к нашей дорогой, страдающей, но прекрасной Родине.
Тема России в творчестве поэтов Серебряного века