Тема «страшного мира» в стихотворении А. Блока «Незнакомка»
А. А. Блок — величайший русский поэт-символист 19-20 веков. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.
Но мне бы хотелось сделать больший акцент на тему «страшного мира» в поэзии Блока, а именно в стихотворении «Незнакомка». Стихотворение Блока «Незнакомка» принадлежит к циклу стихотворений «Город» . Именно в это время поэт испытывал ощущения тоски, неверия и отчаяния. «Незнакомка»- мрачное, но в то же время и очень красивое стихотворение. Приемом построения стихотворения является антитеза. Это произведение можно мысленно разделить на две части: 1 часть рассказывает нам об окрестностях ресторана, где на данный момент находится лирический герой, а 2 часть повествует нам о появлении незнакомки, которая пришла и изменила все.
Я бы хотел подробно разобрать каждую из частей стихотворения. Первая часть, или же первый мир — это мир пьянства и пошлости, где царит хаос и угнетенность. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяные окрики», «пьяницы с глазами кроликов», «детский плач». Блок, как истинный мастер слова, всегда точно передает окружающую обстановку при помощи литературный средств и приемов. В первом четверостишии поэт соединяет несоединимое при помощи оксюморона: «весенний и тлетворный дух».
Когда мы слышим слова весна, то возникает ассоциация с чем-то необычайно красивым, возрождающимся, расцветающим, а в данном контексте у меня не появляется такого ощущения. Слово тлетворный — это слово высокого стиля, которое означает гибельный, угасающий. После прочтения этого словосочетания у меня возникает действительно страшное и не объяснимое чувство, и тут я понимаю, насколько страшен этот мир, который погрязает в моральной грязи, безнравственности и жестокости, это тот мир, который не имеет выхода и из которого нельзя спастись. Лирический герой отдается этому страшному миру душой и телом: И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен и оглушен. Первый мир страшен, жесток и однообразен.
И не просто так поэт использует анафору: «и каждый вечер…»,которая отображает однообразие, скуку и цикличность этого мира. Нельзя не обратить внимания на Луну, о которой идет речь в стихотворении: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск». Многие люди знают, что Луна для влюбленных — это символ любви. Но в этом стихотворении у меня такой ассоциации не возникает. Здесь Луна — это символ чего-то страшного, так как мы слышим «женский визг».
Но тут, среди хмельно угара, появляется незнакомка: И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. Ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость и грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. Здесь звуки пошлой, болотной жизни сменяются на звуки спокойствия и красоты: «женский визг» на «девичий стан», «кривится диск» на «чье-то солнце», «тлетворный дух» на «дыша духами и туманами».
Аллитерация в описании грязной улицы сменяется ассонансом, где нет резких и грубых звуков, там только присутствуют такие звуки, как «у», «а»,которые отображают спокойствие и умиротворенность второго мира. Сама незнакомка — символ хорошего будущего. После того, как лирический герой увидел незнакомку, у него как будто изменилось мышление и представление об этом ужасном мире. Он замечает ее необычные вещи, в ее «темной вуали» герой видит «берег очарованный и очарованную даль».
Я считаю, что герой лишь только внешне принадлежит к первому миру. так как он от обычных людей ничем не отличается. Внутренне же он принадлежит ко второму миру, так как при появлении незнакомки он начинает сознательно меняться и мыслить по-другому, что нельзя сказать об окружающих его людях. В нем есть что-то хорошее, он еще окончательно не погряз в первом страшном мире: «в моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне». Лирический герой стал на путь истины. на путь исправления.
Он говорит: «Я знаю: истина в вине». В этой строке проглядывается символ откровения нашего героя. Ведь недаром в народе существует такая пословица, которая гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». А. А. Блок нам показывает «страшный мир», в котором у человека лишь один путь: сначала умирает душа, потом тело. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный».
Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным. Этот мир у Блока, на мой взгляд, уж очень ужасен, поэт слишком трагично воспринял реальный мир, увидел всю эту мерзость, и от этого его собственная жизнь стала ужасной. Тьма и грязь затмили все прекрасное. Конечно, он больше не мог видеть света и радости, и от этого, наверное, так рано умер. «Страшный мир» поглотил талантливого поэта и прекрасного человека.
Нашу жизнь можно назвать «страшным миром», в котором много пошлости и грязи. И все-таки я думаю, что в жизни есть и много светлого, чистого. Важно только разглядеть этот свет среди мглы.
Каждый человек должен увидеть свой лучик, не обращая, внимания на попытки «мертвецом» отравить ядом. Главное не потерять свои душу и сердце, тогда будут и силы, чтобы победить весть этот «страшный мир»…
Тема «страшного мира» в стихотворении А. Блока «Незнакомка»