Тема свободы и любви в рассказе Горького «Макар Чудра» и поэме Пушкина «Цыганы»
И Пушкин в «Цыганах», и Горький в «Макаре Чудре» используют образ цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе человека, ее границах, значении и о различном смысле, вкладываемом людьми в это понятие.
Драматизм этих произведений обусловлен конфликтом любви и свободы — у Пушкина это конфликт между двумя главными героями , у Горького — скорее в сознании одного героя . У Пушкина конфликтуют разные представления о том, как связаны свобода и любовь . У Горького конфликт Лойко и Радды также кажется внешним — выглядит, как поединок . Однако герои каждый для себя решают, что важнее — любовь, которая воспринимается ими как поражение , или «воля».
В любви они видят угрозу этой воле .
Если у Пушкина измена Земфиры — неожиданность для Алеко, а его месть — неожиданна для цыган, непонятна им , то у Горького любовь-поединок и гибель Радды и Лойко воспринимаются цыганами как некий обычай, ритуал — никто не вмешивается в конфликт героев, хотя все и обеспокоены им , а после убийства Радды ничего не предпринимают против Лойко , не изгоняют его, как пушкинские цыгане, а предоставляют действовать Даниле. Его поступок нельзя однозначно считать местью — он тоже словно исполняет некий обряд, словно довершает начавшееся: «А потом подошел к Зобару… и сунул ему нож в спину как раз против сердца. «Вот так!» — повернувшись… ясно сказал Лойко и ушел догонять Радду.»
Лойко и Радда чувствуют свою обреченность на гибель , они словно стремятся к ней.
Можно сказать, что цыгане у Горького воспринимают саму жизнь как «тюрьму» и «поединок» — как стремление к смерти и абсолютной свободе .
Таким образом, в «Цыганах» Пушкина свобода — в постоянных переменах , и цыгане по неписаному закону не посягают на чужую свободу, не опускаясь до ревности и мести, в основе их мироощущения лежит представление о том, что всякое состояние преходяще, и это — залог свободы. В «Макаре Чудре», напротив, перемены воспринимаются как способ «переждать» жизнь до решающего ее момента, поединка, после которого герои получают истинную свободу в смерти, причем остальные не препятствуют этому освобождению, хотя путь к нему лежит через гибель — отсюда созерцательное мироощущение цыган у Горького, могущее показаться равнодушием.
Тема свободы и любви в рассказе Горького «Макар Чудра» и поэме Пушкина «Цыганы»