Тема трагедии личности и народа в поэзии 0. Мандельштама
Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца.
О. Мандельштам
План
I. Трагичность судьбы О. Мандельштама.
II. «Я говорю за всех с такою силой».
1. Мандельштам о месте человека во Вселенной.
2. Философская проблематика стихотворений поэта.
III. «Лишив меня морей, разбега и разлета…».
У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашедший подкову». Подкова всегда приносит счастье. У Мандельштама такой «подковой» был его поэтический талант.
И все же «подкова» не принесла ему счастье. Судьба поэта была трагична. Первый раз его арестовали в тридцать четвертом году.
Основной причиной была эпиграмма на Сталина. Второй арест — за контрреволюционную пропаганду. В пересылке под Владивостоком, не добравшись до Колымы, Мандельштам умер.
Место захоронения поэта обнаружено только в конце двадцатого века, а его могила, как и могила М. Цветаевой, никогда уже не будет найдена. Мандельштам, по словам М. Дудина, «изгой и пасынок судьбы».
Он был высокой правде радИ прожил жизнь свою поэтом. И перед жизнью виноватБыл только в этом, только в этом.
Одна из основных тем творчества О. Мандельштама — трагедия личности, народа. Вопрос о месте и назначении человека, о трагедии личности в мире хаоса поднимался Мандельштамом еще в период первой мировой войны и революции. Мандельштам не задавался вопросом принятия или непринятия революции.
Этот вопрос был для него столь же нелеп, как, скажем, вопрос о принятии стихии, грозы, бури. Другое дело — вопрос о месте человека в этой разгулявшейся «природноисторической» стихие, в этом мире хаоса, в мире, где нет гармонии. Поэт говорит об одиночестве и ненужности человека перед лицом «природноисторической бури». Вероятно, так Мандельштам называл революцию и все последующие события.
С точки зрения Мандельштама, человек находится под властью времени и истории, любви и смерти. Жизнь человека быстротечна. Поэтому во многих стихотворениях Мандельштама звучит мотив скорби, одиночества, необратимости времени и в то же время утверждается ценность жизни: ведь как бы трудно не было, человек все равно стремится жить и любить.
Мандельштам — поэт-философ. Для его творчества характерно образно-ассоциативное мышление. Тютчевская философия становится для Мандельштама основой творчества.
Его волновали проблемы взаимосвязи человека, цивилизации, Вселенной. Человек, как крошечная песчинка, как кристаллик соли, ничтожно мал по сравнению со Вселенной. Но в то же время он велик.
Разум его способен вместить всю Вселенную. Города разрушаются, цивилизации исчезают, нет ничего вечного. И только человеческий разум не оскудевает. Однако бесчеловечная насильственная власть извращает характер человеческого существования: «Мы живем, под собою не чуя страны». Эти строки звучат как приговор всей узаконенной системе страха и насилия.
В стихотворении показана картина разрушения даже самых нерушимых связей: со страной, с близкими людьми. Центральный образ стихотворения — воплощение какого-то безликого, дьявольского существа. Этот «получеловек» лишен лица и речи. Бесчеловечность для него является нормой поведения.
Все построено на страхе, насилии, что приводит к трагичности личности, а следовательно, и всего народа.
Помоги, Господь, эту ночь прожить:Я за жизнь боюсь, за Твою рабу, В Петербурге жить, словно спать в гробу.
Мандельштам как бы предчувствовал свою судьбу. Но как поэт-философ он незадолго до смерти размышлял о том, что смерть сама по себе не страшна и не трагична. Смерть — это последний шаг человека к полному растворению в безграничности бытия.
Лишив меня морей, разбега и разлетаИ дав стопе упор насильственной земли, Чего добились вы? Блестящего расчета:Губ шевелящихся отнять вы не могли.
Тема трагедии личности и народа в поэзии 0. Мандельштама