Тема урока: Гражданский правовой договор
Вид урока : изучение нового материала.
Цели урока :
1) Образовательные:
Повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие индивидуальный предприниматель, особенности правового статуса работника, заключившего трудовые правоотношения с индивидуальным предпринимателем);
Познакомиться с различиями понятий «трудовой договор» и «гражданский правовой договор»; отграничить гражданско-правовой договор, связанный с выполнением работ от трудового договора;
2) Воспитательные:
1) воспитание отношения к проблемам права;
3) Развивающие: Развитие речи, внимания, памяти, логического
Мышления и творческого воображения, развитие умения
Анализировать полученную информацию, сравнение объектов по
Параметрам, оценивание разных суждений об объектах с точки зрения
Общественных наук, участие в дискуссии, работа с документами.
После урока учащиеся Должны :
Знать: Основные отличительные особенности гражданских
Уметь: Составлять документ (заявление, обращение, жалобу и т. д.);
Анализировать и решать поставленную задачу
Оборудование :
Боголюбов Л. Н. Лазебникова А. Ю., Аверьянов Ю. И. и др. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы. — М: Просвещение, 2005.
Трудовой кодекс РФ.
Основные понятия : Предприниматель, предпринимательская Деятельность, предпринимательский риск
План урока :
Трудовой договор и гражданско-правовой договор, связанный с выполнением работ.
Виды гражданско-правовых договоров, связанных с выполнением работ.
Сравнение трудового договора и гражданско-правовых договоров.
4. Ответственность за нарушение законодательства о труде.
Предлагаемая тема вызывает определенные затруднения как по
Содержанию, так и по форме представления.
В первую очередь необходимо отметить отсутствие учебного материала в основных пособиях, предлагаемых к элективному курсу «Трудовое право. 10-11 класс».
Кроме того, затруднения вызывает значительный пробел законодательной базы по теме занятия.
Объяснить это возможно бурными изменениями, происходящими в российской действительности как в трудовых, так и гражданских правоотношениях, а также особой ролью государства в системе этих правоотношений.
В целях упрощения предлагаемой темы следует на уроке акцентировать внимание на конкретных примерах, из которых можно вывести отличия гражданско-правовых отношений от трудовых. Частично гражданско-правовые отношения (виды договоров подряда, поручения, возмездного оказания услуг) в качестве иллюстрации изучаются в курсе школьном обществознания или правоведения (см., например, Никитин А. Ф., § 36). При этом гражданско-правовые договоры как имитация трудовых отношений не рассматривается. Учителю следует обратить внимание учащихся на отсутствие социальных гарантий в гражданско-правовых отношениях. Полученные знания следует закрепить, выполнив задание № 1 из презентации, а также задачи № 2 из презентации.
Ход урока:
Организационный момент. Проверка наличия учащихся, согласно списку, выяснения причин отсутствия, если таковые имеются. Проверка наличия домашнего задания. Анализ и оценивание выполнения домашнего задания.
Актуализация полученных ранее знаний. Вопросы для повторения:
Кого мы называем индивидуальным предпринимателем?
В чем преимущества и недостатки правового статуса работника, заключившего трудовой договор с индивидуальным предпринимателем и организацией?
III. Изучение новой темы С помощью презентации POWER POINT.
Фиксирование важных моментов (положений, терминов) в рабочей
Тетради.
Повторить изученные ранее в курсе обществознания понятия гражданских правоотношений, форм гражданских правовых договоров. Повторить изученное ранее понятие «трудовой договор». Провести сравнительный анализ форм гражданско-правовых отношений, имеющих трудовой характер и трудовых правоотношений. Выделить преимущественные черты трудовых правоотношений с точки зрения социальной защищенности работника. Закрепить изученный материал с помощью решения интерактивных задач и тестовых заданий.
IV. Закрепление изученного на уроке.
Вопросы для повторения:
Решение 5 тестовых заданий (см. ответы).
Решение задания № 1 и задачи № 2.
V. Подведение итогов урока. Объявление, комментирование и
Выставление оценок.
Объяснение домашнего задания.
Больше внимания рекомендуется уделить объяснению домашнего
Задания. Это не первый опыт учащихся по выполнению творческой
Работы — обществоведческого эссе. Рекомендуется еще раз провести
Анализ предыдущей подобной работы (задание к уроку № 14, урокам
№ 17-18), обратить внимание на ошибки и сильные стороны работ.
Акцентировать внимание на особенностях обществоведческого эссе,
Его отличиях от литературного эссе.
Домашнее задание: Индивидуальные и групповые опережающие
Задания к обобщающему уроку «И один в поле — работник!».
Тема урока: Гражданский правовой договор