Тема урока: Индивидуальный предприниматель
Цели урока :
1) Образовательные:
1) повторить и закрепить ранее изученный материал (понятие
Коллективный трудовой спор, способы защиты коллективных
Трудовых прав);
2) познакомиться с особенностями трудовых отношений
Работника и предпринимателя;
2) Воспитательные:
1) воспитание отношения к проблемам права;
3) Развивающие: Развитие речи, внимания, памяти, логического
Мышления и творческого воображения, развитие умения
Анализировать полученную информацию, сравнение объектов по
Параметрам, оценивание разных суждений об объектах с точки зрения
Общественных наук, участие в дискуссии, работа с документами.
После урока учащиеся Должны :
Знать: Основные положения трудового законодательства о формах
Трудовых правоотношений
Уметь: Составлять документ (заявление, обращение, жалобу и т. д.);
Анализировать и решать поставленную задачу
Оборудование :
Трудовой кодекс РФ.
Федеральный закон Российской федерации № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Комментарий официальных органов к Трудовому кодексу Российской Федерации Отв. ред. А. Л. Сафонов. — М: Библиотека журнала «Справочник кадровика», 2006.
Мамина О. Н. Эссе по обществознанию. Методическое пособие для учителя. Серия СОКРАТ: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив. Технологии Под. ред. И. С. Огоновской. — Вып. 2. — Екатеринбург: Сократ, 2008. -112 с.
Основные понятия : Предприниматель, предпринимательская Деятельность, предпринимательский риск
План урока :
Признаки предпринимательской деятельности.
Кто может стать индивидуальным предпринимателем?
Особенности трудоустройства работника у индивидуального предпринимателя.
Условия труда работника у предпринимателя.
Особенности трудовых договоров, заключаемых предпринимателями.
6. Трудовые споры с работодателем — предпринимателем.
Трудовые правоотношения с индивидуальным предпринимателем —
Новелла в российском трудовом праве.
Важность изучаемой темы определяется ее содержанием: все активнее на рынке труда заявляют о себе индивидуальные предприниматели, приглашая на работу людей. Учителю следует больше внимания уделять не правовому статусу индивидуального предпринимателя (что изучается в курсе обществознания), а положению работника у индивидуального предпринимателя.
Особенность положения работника заключается в небольшом количестве работников, что мешает создать активно действующий профсоюз, мобильности не только предпринимателя, но и связанных с ним трудовых отношений (например, преобладание срочных трудовых договоров — ст. 59, 306 ТК РФ), что влечет изменение существенных условий труда, большая, по сравнению с обычным работодателем персонифицированность трудовых отношений.
Вследствие этого, увеличиваются личные риски работников, заключивших трудовые договоры с индивидуальными предпринимателями.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка наличия учащихся, согласно списку, выяснения причин отсутствия, если таковые имеются. П. Актуализация полученных ранее знаний. Вопросы для повторения:
Что такое «коллективный трудовой спор»?
Какие легальные способы защиты коллективных трудовых прав Вам известны?
Почему, по Вашему мнению, складываются напряженные отношения в ряде организаций работодателя?
III. Изучение новой темы С помощью презентации РО^ЕК РОЮТ.
Фиксирование важных моментов (положений, терминов) в рабочей
Тетради.
Повторить изученные ранее в курсе обществознания понятие
«индивидуальный предприниматель», «предпринимательская
Деятельность», предпринимательский риск».
Изучить особенности трудовых правоотношений работника и
Индивидуального предпринимателя.
Закрепить изученный материал с помощью решения интерактивных
Задач и тестовых заданий.
IV. Закрепление изученного на уроке.
Вопросы для повторения:
Решение 5 тестовых заданий (см. ответы).
Решение задачи № 2.
V. Подведение итогов урока. Объявление, комментирование и
Выставление оценок.
Объяснение домашнего задания.
Больше внимания рекомендуется уделить объяснению домашнего задания. Это не первый опыт учащихся по выполнению творческой работы — обществоведческого эссе. Рекомендуется еще раз провести анализ предыдущей подобной работы (задание к уроку № 14, урокам № 17-18), обратить внимание на ошибки и сильные стороны работ.
Акцентировать внимание на особенностях обществоведческого эссе, его отличиях от литературного эссе.
Домашнее задание: Подготовка обществоведческого эссе по заданной теме (см. задание № 1 презентации к уроку и «Краткие рекомендации по написанию обществоведческого эссе»).
Тема урока: Индивидуальный предприниматель