Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна «Тапер». Рождественское чудо
Тема урока
: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна «Тапер». Рождественское чудо. Цели
: 1. Образовательные: — Раскрыть центральные образы рассказа. — Провести лексическую работу над непонятными словами и выражениями.
2. Развивающие: 1 Развивать умение выделять эпизоды. 2 Развивать умение находить в тексте портретную характеристику персонажей. 3 Развивать умение соотносить прототип и литературный образ. 3. Воспитательные: — Убеждать детей в возможности чуда. — Воспитывать в детях умение видеть лучшее в человеке. Оборудование и наглядность:
Выставка книг, портрет. Эпиграф:
Человек ищет чудес. Если бы он только видел, как чудесно человеческое сердце!
Хазрат Инайят Хан
План урока
: 1.
Оргмомент (1 мин.). 2.
Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.). 3. Проверка домашнего задания (лексическая работа; 15 мин). 4. Анализ текста (22мин.
) 5. Итог урока (4 мин.
). 6. Домашнее задание (1 мин. ). Ход урока
: I Оргмомент
. II Психологическая подготовка:
Ребята, давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Александр Иванович Куприн). Какой рассказ Куприна мы читали в прошлый раз?
(«Тапер»). Каков жанр этого произведения? (Святочный рассказ) Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом, и для начала давайте проверим, как вы поработали дома. III Проверка домашнего задания
: Дома вам нужно было перечитать рассказ, отметить непонятные слова и выражения и попытаться дать их толкование. (Ученики называют непонятные слова и выражения, в особо трудных случаях учитель сам дает толкование). IV Анализ текста:
Ребята, работая над непонятными словами и выражениями, вы, наверное, обратили внимание, что одни из них относятся к миру детей (кадеты, юнкера, реалист), другие — к миру взрослых (полотеры, отпрыск богатого рода, Английский клуб). А как сосуществуют в рассказе эти два мира? Они постоянно взаимодействуют или у взрослых своя жизнь, у детей — своя?
(Эти миры существуют обособленно).
Как вы это докажите?
(Ирина Алексеевна никогда не выходила из своих комнат, Аркадий Николаевич редко бывал дома, Тину при подготовке к елке вместе с младшей сестрой раньше запирали в чулане). Но Аркадий Николаевич иногда общался с молодежью? Как это происходило?
(он устраивал им праздник). Какой праздник устраивает Аркадий Николаевич для детей в рассказе?
(Рождественскую елку). Почему каждый год он принимает в подготовке к этому празднику очень активное участие?
(«Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие»).
В рассказе есть очень важный момент, когда мир детей и мир взрослых в буквальном смысле соединеются. Как и почему это происходит?
(»
Под громкие звуки марша из «Фауста» были поспешно зажжены свечи «… » бежал к своим игрушкам, оставленным кому-нибудь на временное хранение». Зазвучала музыка и радостное настроение распространилось на всех вне зависимости от возраста).
Кто является главным героем рассказа? Почему?
(Тапер Юрий Азагаров, так как именно он движет сюжет, именно через отношение к нему характеризуются другие персонажи). К миру детей или взрослых мы можем отнести тапер?
(К миру детей его отнести сложно, потому что он не такой наивный, как Тина, он даже называет себя «Юрий»). Как относятся к таперу при появлении в доме Рудневых?
(его недооценивают и считают слишком юным). Меняется ли отношение к таперу в рассказе? После чего?
(Меняется.
После того как он играет Листа). Чтение отрывков. Мы говорили, что в святочном рассказе должно обязательно происходить чудо. Какое чудо произошло с Юрием Азагаровым?
(Его заметил композитор Рубинштейн).
А что здесь такого чудесного? Ведь такая ситуация вполне могла произойти на самом деле.
(Человека оценили по достоинству за его талант, а не за положение в обществе). А почему прототипом для одного из персонажей Куприн избирает именно Рубинштейна?
(Он открыл консерваторию и находил молодые таланты). А только ли с Азагаровым произошло чудо в рассказ?
(с Рубинштейном тоже случилось чудо: он нашел талантливого мальчика). V Итог урока
: Эпиграфом к нашему уроку послужили слова восточного мудреца. Как, на ваш взгляд они могут помочь раскрыть идею рассказа Куприна? (Чудес надо ждать не от сверхъестественных сил.
Человек с добрым сердцем сам может сотворить чудо, как это сделал Рубинштейн). VI Домашнее задание
: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Бывают ли в жизни чудеса?». Прочитать рассказ Куприна «Скворцы», определить тему, идею. Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Кильдяшова Михаила Александровича.
Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И. Куприна «Тапер». Рождественское чудо