Тема урока — Надо ли иметь чувство юмора?
Разыгрывание сценок по стихотворению А. А. Милна «Непослушная мама»
П. Работа над новым материалом
1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач
Учитель. Ребята, скажите, вам нравятся юмористические рассказы и стихи? Чем нравятся? Дети. — Они смешные, забавные.
Их легко читать.
Они поднимают настроение.
С юмором можно решать серьезные вопросы и проблемы.
Учитель. Верно, и хорошо, когда есть писатели и поэты, которые пишут для нас такие произведения, и хорошо, что в жизни есть люди, которые имеют чувство юмора, с ними легко и весело. И о таких людях мы уже читали. Кто эти люди?
Дети. Это мамы из рассказов и стихотворений Успенского, Милна, Ермолаева.
Учитель. А самому ребенку надо иметь чувство юмора? Как вы думаете, нужно ли оно человеку? Именно так звучит тема нашего урока. И чтобы не отвечать односложно «да» или «нет», мы попробуем найти более полный ответ в рассказе уже известного нам писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Сегодня мы встретимся еще раз со знакомыми нам героями Дениской и Мишкой.
2. Работа по разделу «Предварительное чтение»
3. Знакомство с содержанием рассказа
(Дети читают текст по небольшим отрывкам от начала и до конца.)
4. Беседа после чтения
(Дети обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:
Этот рассказ веселый или грустный?
Вам было смешно? Когда вы смеялись?
А где было грустно? Почему?
Как вы поняли, почему рассказ так называется?)
5. Деление текста на части при повторном чтении рассказа
(Ребята читают текст самостоятельно и делят его на логические части. Различные варианты обсуждаются, аргументируются. Далее подбираются заглавия к каждой части: дети кратко выделяют главную мысль каждой микрочасти и придумывают названия. В результате получился следующий план рассказа:
Рассказ о лемурах.
Денискина задача.
Папина задача.
Дениска за вешалкой.
Дениска рассмеялся.
План записывается на доске и в тетрадях, а дома ребята составляют «цитатный» план.
Работа с планом рассказа
(Обсуждаются варианты заглавий к логическим частям текста, лучшие из них записываются учителем на доске.
«Это все лемуры виноваты».
«…Надо из всех яблок сварить компот».
«…Мы еще этого не проходили».
«Если эта задача про меня, то это неправда».
«А ведь смешная задача, правда?»
Записывая на доске «цитатный» план, учитель еще раз обращает внимание детей на знаки и на оформление предложений.
Затем можно сравнить заглавия, придуманные детьми, с «цитатным» планом. Дети приходят к выводу, что мысль в них одна и та же, хотя записана поразному.
После того как ребята поработали с содержанием рассказа, они постепенно подводятся к ответу на вопрос, содержащийся в названии темы урока.)
Чтение рассказа по логическим частям. Составление характеристик героев
1. Чтение первой части по ролям
(После чтения проходит беседа с детьми по вопросам учителя:
Почему ребята смеялись, когда читали упражнение?
Что они делали правильно, а что нет?
Какими словами автор описывает смех мальчиков? Найдите их в тексте.
Как мальчики отнеслись к своим ошибкам? Найдите в тексте.
А как вы поняли слова Дениски: «Это все лемуры виноваты»?
Что можно сказать о героях, прочитав эту часть? Какие они? Докажите.
При подборе черт характера дети пользуются таблицей «Словарь характеристик», а доказательства ищут в тексте.)
2. Чтение второй части
Учитель. Каким вам показался папа? Какими словами автор о нем рассказывает?
Дети. — Папа веселый, шутник: он ребят назвал «студентами».
Учитель. А почему вы решили, что это шутка?
Дети. — Потому что студенты — это уже взрослые юноши, которые учатся в институтах, а Мишка с Дениской еще учатся в школе.
А еще папа был справедливый: он увидел, что Мишке неловко оттого, что он не смог решить Денискину задачу, и решил задать такую же хитрую задачу сыну.
Он был наблюдательным: заметил замешательство, неловкость Мишки и решил вывести мальчика из этого неприятного положения.
А еще папа не хотел, чтобы сын зазнавался оттого, что его задачу не смогли решить ни Мишка, ни даже он, папа.
Папа был воспитанным, соблюдал правила гостеприимства: гость не должен ощущать себя неловко в доме хозяина.
Учитель. А из чего вы сделали вывод, что Мишке было неловко?
Ученик. Здесь написано: «Мишка надулся», то есть обиделся.
3. Чтение третьей части детьми самостоятельно
После чтения проводится беседа по вопросам учителя:
А вы можете решить папину задачу? Попробуйте.
Что вы скажете о папе, который придумал такую хитроумную задачу?
А в каких словах условия задачи содержится юмор? Найдите и подчеркните.
Как воспринял папину задачу Мишка? Из каких слов вы это поняли?
А как отнесся к этой задаче Дениска? Почему так получилось?
4. Чтение четвертой части
Учитель. Почему Дениска оказался за вешалкой? Дети. — Он обиделся.
— Не понял юмора папы.
Учитель. Найдите в этой части слова, из которых вы поняли, что Дениска обиделся.
(Дети вычитывают:
«Я вышел из комнаты»,
«залез за вешалку»,
«это неправда»,
«папе… хочется на меня выдумывать»,
«я могу уйти из дома»,
«забыла своего единственного сына».)
Учитель. Какими словами вы бы его охарактеризовали?
Дети. — Обидчивый.
Легко ранимый.
Не имеющий чувства юмора.
Очень впечатлительный.
Учитель. А легко было Дениске от этого? Дети. — Нет, нелегко, он очень переживал.
Он переживал в одиночестве, а от этого бывает еще тяжелее.
Он настолько переживал, что даже начал придумывать невероятные истории: как он убежит из дому и будет трудиться на целине.
Учитель. А теперь давайте еще раз прочитаем Денискину фантазию о встрече с папой на целине. Подумайте над этими словами: это монолог или диалог?
Дети. — Я думаю, что это монолог: Дениска рассуждал сам с собой.
А я думаю по-другому: это диалог, ведь здесь передан разговор Дениски с папой во время их встречи на целине.
Но ведь этого диалога в самом деле не было, его придумал Дениска в своем воображении.
Он сам в своих мечтах придумал этот диалог и говорил от имени папы.
Этот диалог в мыслях одного человека, поэтому это не диалог, а монолог.
Учитель. Видите, какой интересный текст, — не случайно он вызвал у вас спор. Это действительно монолог одного человека, но с элементами диалога. Давайте еще раз прочитаем эту часть по ролям и посмотрим, где начинается и заканчивается монолог одного героя и где здесь элементы диалога.
(Ребята прочитывают диалог по ролям.)
Учитель. Хотя мы видим, что этот диалог необычный: он происходит не в самом деле, а в воображении Дениски, пока он сидел в одиночестве за вешалкой, — и поскольку слова Дениски не были произнесены вслух, а только мысленно, такой монолог называется внутренним с элементами диалога.
5. Чтение последней части
Учитель. Скажите, а Дениска в самом деле был таким, как герой папиной задачи?
Дети. — Я думаю, что нет, ведь папа сказал, что он это все придумал. Вот здесь он говорит: «Неужели ты принял эту задачу на свой счет?» И еще: «Я это все выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет…»
— И Дениска тоже решил, что эта задача не про него:
«…стал думать, что если эта задача про меня, то это не
Правда…»
Ученик. А вот мне кажется, что раз Денис обиделся на папину задачу, принял ее на свой счет, значит, у мальчика всетаки какието недостатки, о которых говорил папа, были.
Учитель. Да, можно и это предположить, и папа мог прямо указать на недостатки сына, но он делает это весело, с юмором. Почему?
Ученик. Чтобы сын не обиделся. Учитель. Но ведь он все равно обиделся. Дети. — Потому что он не понимал юмора, а папа его этому научил.
— Он сказал, что пошутил.
Учитель. А почему папа сказал, чтобы Дениска засмеялся? Почему это было важно в тот момент?
Дети. — Чтобы снять напряженное состояние Дениски.
Чтобы его развеселить.
И чтобы показать сыну, что юмор — это хорошее дело, с ним легко и весело, папа научил Дениску, что надо иметь чувство юмора.
Учитель. Значит, нужно иметь чувство юмора? Почему? Дети. — Потому что юмор — доброе чувство.
Веселое и добродушное.
В нем если и есть насмешка над чемнибудь, то необидная, и тот, кто это чувство имеет, тот обижаться не станет, а наоборот, исправится.
Учитель. Значит, каким будет ответ на вопрос, который является темой нашего урока?
Дети. Надо иметь чувство юмора!
Учитель. Молодцы! Дома подготовьте чтение рассказа, чтобы интонацией передать юмор, который содержится в нем.
Тема урока — Надо ли иметь чувство юмора?