Тема урока. Окружающая среда животных. Как животные добывают корм
Цель: формировать понятие окружающей среды животных, необходимые условия для жизни растениеядных, хищных и всеядных животных; представление о признаках приспособления животных к добыванию корма в природе; вырабатывать умение различать признаки приспособления отдельных животных к добыванию корма; формировать умение высказывать предположения и доказывать их правильность, целеустремленно воспринимать объекты природы; воспитывать наблюдательность, познавательный интерес к животным, чувство удовлетворения в процессе познавательной деятельности, видение красоты и целесообразности животных в природе. Оборудование: карточки с задачами, рисунки с изображением животных. Ход урока I. Прогноз погоды Синоптик. Сегодня на территории Остропольской зоны можно ожидать ясную погоду. Солнышко будет улыбаться всем прохожим. Морозец нежно будет пощипывать тех, кто появится на улице. Синоптики предупреждают: «Осторожно — лед!
«. Пусть день грядущий принесет радость, удовлетворение и утеху. II.
Проверка домашней задачи Задача 1. Экспресс-опрашивание. Продолжите предложение. Бабочка откладывает яйца в… Из икринок появляются… Летом из птенцов вырастает… Все звери выкармливают своих малышей…
Задача 2. Нарисуйте на доске схему размножения большинства насекомых, найдите их на рисунках. Задача 3. Расскажите о своих наблюдениях за размножением домашних животных. III. Актуализация опорных знаний — Что означает слово окружающая среда? — Что мы называем окружающей средой растений?
IV. Сообщение темы и цели урока — Сегодня вы узнаете, что такое окружающая среда животных, как они приспособлены к добыванию корма, как защищаются от врагов. V. Изучение нового материала Совещание лесных жителей Сова. Добрый день, уважаемые жители леса и гости! Я — умная Сова. Меня так называют потому, что я знаю обо всех событиях, которые происходят в лесу.
Я очень хорошо вижу. У меня, единственной среди птиц, есть уши, которыми я хорошо слышу. Я пригласила вас для того, чтобы каждый из них рассказал, как он приспособился к жизни, как защищается от врагов. Зайчик. Я живу в лесу. Необходимые условия для моей жизни — это солнце, воздух, растения. Рядом со мной живут другие животные.
Для хищных животных я сам являюсь добычей. Мои враги — это лисица, волк. Чтобы выжить, я должен прятаться, убегать, защищаться от врагов.
Я завишу и от человека — он может охотиться меня. А может и спасти в холодную, снежную зиму, раскладывая в лесу корм. Волк. Я хищный зверь.
Моя окружающая среда — это солнце, воздух, вода, растения, животные. Я имею острые зубы, хороший слух, нюх, зрение, очень быстро бегаю. Когда я голодный, то могу долго преследовать свою добычу. Лисицая. Я питаюсь дичью, жуками, насекомыми. На охоту большей частью выхожу ночью. Своим тонким нюхом и слухом я определяю, где есть добыча.
Подошвы лап у меня густо покрыты шерстью, поэтому к жертве я подкрадываюсь тихо. Утром, когда я хочу есть, иду короткими шагами туда, где каждый день, скрутившись клубочком, сплю. За ночь я обхожу много мест.
Дятел. Для меня основным кормом являются короеды и их личинки. Я крепким, острым клювом раздалбливаю кору дерева.
Из-под нее вытягиваю вредителей своим длинным, липким язычком. Упругое перо хвоста и острые когти помогают мне держаться на стволе. Аист. Я имею длинные ноги, длинную шею и длинный клюв. Благодаря этому могу ходить по влажным местам и охочусь на лягушек, рыбу. Жаба. Я ловлю насекомых на лету.
Когда пролетает насекомое, выбрасываю свой длинный липкий язык. К нему насекомое и прилипает. Щука. Во время охоты мне помогает серо-зеленая окраска. В воде я незаметна среди растений.
Загнутые вглубь зубы помогают задерживать рыбу, которая попала в мою пасть. Сова.
Острые зубы, хорошее зрение, слух и нюх, длинный и острый клюв, длинный липкий язык, крепкие когти, длинная шея — это признаки, благодаря которым вы добываете корм. Благодарю вас всех за то, что вы пришли к нам в гости и были активными на совещании. Оставайтесь всегда такими. Желаю вам успеха!
Физкультминутка Веет ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревце все выше, выше. III.
Закрепление изученного материала 1. Групповая работа. 1 группа. расскажите о волке. Как он добывает пищу? Что ему в этом помогает?
2 группа. Расскажите о белке. Что помогает ей добывать корм и защищаться от врагов? 2. Рубрика «Интересно знать». — Самым быстрым среди млекопитающих является гепард. За час он пробегает до 112 км. Зайцы и страусы могут пробежать 100 км за час. — Скорость полета сокола во время нападения на добычу достигает 360 км/ч. — Жук-Носорог, который весит 14 г, может тянуть груз — 1 580 г. Если бы это мог делать слон, то он должен бы был поднять эскадренный миноносец. 3. Игра «Кто здесь лишний?» (На доске — 5 рисунков зверей и одной птички). — Найдите лишнее животное и объясните, почему оно лишнее. 4. Игра «Благодарность». Учитель демонстрирует предметы обихода и продукты, например, масло, мед, яйца. Дети должны назвать животных, которых необходимо поблагодарить за это. 5. Игра-Упражнение. — Представим, что у улитки случилась беда. Улитка по листве капусты ходила и где-то случайно свой дом потеряла. Но улитку мы спасли — еще лучшую избушку нарисовали! Задача ученикам — нарисовать домик улитки. IV. Работа в тетрадях (С. 36-37) 1) Подчеркните слова (зад. 1). 2) Соедините стрелочками (зад. 2). 3) Запишите ответы на вопросы (зад. 4, 5, 7). 4) Заполните таблицу (зад. 6). 5) Продолжите предложение (зад. 8). 6) Разгадайте кроссворд (зад. 9). V. Итог урока — Как добывают корм волк? Орел? Щука? Жаба? VI. Домашняя задача 1. Обработать статьи в учебнике (С. 145-147) «Окружающая среда животных», «Как животные добывают корм». 2. Если у тебя есть кот, то понаблюдай за его поведением.
Тема урока. Окружающая среда животных. Как животные добывают корм