Тема урока по технологии: «Режим дня»
Цели: — сформировать знания о значении здорового образа жизни, роли Режима дня в жизни человека; — проанализировать режимы дня школьника 1 класса. Оснащение: — плакат «Режим дня»; — видеофильм «Режим дня». Тип: урок приобретения новых знаний. Ход урока 1. Организационный момент: — проверка готовности учащихся к уроку. 2. Изложение нового материала (Приложения 1,3). 3.
Закрепление нового материала: — в форме вопросов по изученной теме. 4. Инструктаж по домашнему заданию: — повесить над своим рабочим столом плакат «Режим дня» и стараться его выполнять.
5. Подведение итогов урока. Материалы для учителя Приложение 1 С утра до вечера Методические рекомендации Изложение нового материала можно начать с чтения «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца, после чего провести с детьми беседу о прочитанном, подводя их к пониманию необходимости соблюдать режим дня. Учитель может привести примеры из жизни учеников о том, как режим помогает им все успевать, хорошо учиться, делать что-то по хозяйству. Демонстрацию плаката «Режим дня» сопровождать его анализом с точки зрения чередования труда и отдыха, отмечая, когда выделяется время для укрепления здоровья, как можно совместить труд и отдых, труд и закаливание организма.
Отдельные моменты можно проиллюстрировать кадрами видеофильма. Используя знания по «Природоведению», учащиеся составляют примерный режим дня для младшего школьника. В качестве вариантов используются примеры режима дня для первоклассников, посещающих и не посещающих продленные группы. Необходимо кратко остановиться на различиях в режиме дня школьников, параллельно обучающихся в художественных, музыкальных и других школах.
Приложение 2 Режим дня Справка для учителя Растения в определенное время суток то распускают, то закрывают лепестки и венчики. Удивительная способность к ритмическим процессам сохраняется у них как в темноте, так и при постоянном освещении. Закономерность эта была установлена французским ученым де Мэроном в 1729 г. С тех пор накоплен огромный фактический материал, показывающий, что все живое имеет свои «биологические часы», а способность к ритмической деятельности (биоритмы) передаются по наследству.
Образцом наиболее рациональной ритмической деятельности служит работа сердца. Частота сердечных сокращений у детей 7 лет — 86-90 ударов в минуту. С годами нервная регуляция совершенствуется, и у взрослого человека частота сердечных сокращений бывает в среднем 70 ударов в минуту, причем фаза сокращения длится примерно 0,3 секунды, а фаза расслабления, т. е. отдых, — 0,5 секунды. Это и дает возможность сердцу неутомимо работать в течение всей жизни человека.
У людей тренированных, регулярно занимающихся физической культурой, число ударов меньше. Следовательно, тренировкой достигается экономичность в работе сердца.
Ученых интересуют эти и многие другие вопросы, но особенно — влияние биологических ритмов на деятельность центральной нервной системы. Доказано, что у большинства здоровых детей наивысший уровень активности коры больших полушарий головного мозга отмечается в утренние и дневные часы, снижение — во вторую половину дня и падение — вечером. Специальные исследования дневной активности центральной нервной системы показали, что у большинства младших школьников имеются два подъема работоспособности, которые совпадают со временем наивысшей активности центральной нервной системы и наивысшей работоспособности: в 8-12 ч и 16-18 ч (из них второй период высокой работоспособности все же ниже, чем первый).
Но это касается не всех. У некоторых детей отмечается один пик более высокой физиологической активности и работоспособности — в середине дня; у других детей вообще не удалось выделить такого периода. Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, сокращение кишечника, потоотделение и другие функции, дающие организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы. Выявлено, что печень выделяет наибольшее количество желчи, необходимой для переваривания белков и жиров, в первой половине дня.
Отсюда следует и гигиеническая рекомендация: суточная норма этих веществ должна быть получена преимущественно в завтрак и обед. Во второй половине дня разумнее употреблять пищу, содержащую углеводы, и объем ее должен быть меньшим, потому что в это время печень перерабатывает и усваивает сахар, происходит накопление гликогена и воды. Особенности деятельности органов пищеварения таковы, что их максимальная активность между 12 и 14 ч дня, следовательно, в этот период съеденная пища лучше усваивается организмом и не откладывается в виде жировой ткани. Очевидно, что в эти часы должен быть обед — максимальный суточный объем пищи. Принимать пищу рекомендуется 4-5 раз в день, потому что для переваривания ее в желудке достаточно 2-3 часа. К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что так важно для растущего организма.
Готовность организма к определенному действию в определенное время и является общей важной физиологической основой режима дня. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, то у него вырабатывается рефлекс на время.
Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы, помогает такой важной деятельности школьника, как учебные занятия. Если ребенок садится за уроки в определенное время, то к этому часу у него происходит не только психологический, но и физиологический настрой — несколько усиливаются дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга и т. д. Эта готовность к выполнению умственной работы позволяет быстрее и лучше выполнить необходимые задания. Таковы биологические и физиологические основы режима дня. Каковы же его психолого-педагогические аспекты?
Выполнение режима дня требует от ребенка не однократного действия, а систематических последовательных усилий. Ребенок с самого начала обучения в школе сталкивается с проблемой: нужно поступать так, а не иначе. Хочется еще погулять, но нужно учить уроки. Не хочется спать, а хочется смотреть со старшими телевизор. Выполнение режима дня дает хорошую возможность воспитания самодисциплины. Что же нужно предусматривать в режиме дня школьника в обязательном порядке?
Во-первых, выполнение основных обязанностей ребенка, т. е. учебных занятий в школе и дома. Во-вторых, все то, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма: регулярное питание, отдых в виде игр и иной двигательной активности на свежем воздухе и полноценный сон.
В режиме дня должно быть время для социальной деятельности школьника — общественной работы, самообслуживания, помощи по дому, а также для удовлетворения личных интересов, способствующих гармоническому развитию: чтение, рисование, лепка, музыка, спорт и т. д.
Сложно организовать рациональный режим дня для детей, имеющих систематические и длительные внеурочные занятия (музыка, живопись, спорт). В этом случае важно воспитывать у детей бережное отношение к каждой минуте, обостренное чувство времени. В каждой семье всегда имеются какие-то свои особенности ре-жимадня. Прав был А. С.
Макаренко, когда писал: «…Нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим.
Режимов есть много, и нужно из них выбрать один, самый подходящий в данной обстановке»
Тема урока по технологии: «Режим дня»