Тема урока. Прямая и косвенная речь. Диалог
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге Цели: учить различать прямую, косвенную речь и диалог; формировать навыки правильного их оформления и расстановки знаков препинания; способствовать развитию общей культуры. ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания — Какие стихи Э. Успенского вы прочитали?
— Зачитайте сложные предложения, которые вы выписали. II. Актуализация опорных знаний
Индивидуальный опрос у доски Диалог и знаки препинания при нем. Примеры. III.
Постановка целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
1. Прямая и косвенная речь Работа с материалом для наблюдения Записываются предложения (без комментария сверху и в скобках). Прямая речь 1) «Интересно, в чем придет профессор на лекцию в этот раз?» — Слова автора думала Марина Рубинова. Слова автора Прямая речь 2) Любую свою лекцию он начинает радостно: «Дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о том, где вы давно желали побывать».
(сложноподчиненное предложение — СПП) 3) Марина думала о том, как будет одет на лекции профессор в этот раз. (Косвенная речь) — Найдите в первых двух предложениях слова, которые принадлежат думающему или говорящему человеку и приводятся дословно.
Это — прямая речь. Надпишите. — Найдите слова, которые поясняют данные.
Это — слова автора. Надпишите. — Прямая речь может находиться перед словами автора, а мо Жет — после.
Знаки препинания при оформлении таких предложе Ний будут разными. Схемы 1) «П (?!
)»,- а. 2) «П,- а,- п». 3) А: «П (!?)». Обратите Внимание! В первой схеме точки после прямой речи быть не может!
Во второй схеме прямая речь прерывается и кавычки закрываются только после ее окончания. — Если мы хотим передать слова, которые услышали, но не можем точно вспомнить их, то воспользуемся косвенной речью.
— Среди записанных нами найдите предложение с косвенной речью. Определите вид предложения. (СПП) — Найдите другие СПП среди записанных предложений.
2. Диалог — С пунктуационным оформлением диалога мы с вами уже Знакомы.
Диалог — это разновидность прямой речи. — В чем отличие диалога от прямой речи? Прямая речь Диалог 1. Одно лицо 1. Два лица 2.
Реплики заключаются в кавычки 2. Перед репликой ставится тире 3. Записываются фразы в строчку 3. Реплика каждого лица записывается с новой строки 3. работа с учебником V. Закрепление изученного материала
1. Слово учителя — В начале нашего урока мы записали предложение, где гово Рилось об одежде.
А так ли важно, во что человек одет? Оказывает Ся, важно. Давайте запишем текст и подумаем над ним. 2. Диктант — Только некультурный человек выйдет на улицу в рваной обуви, грязном костюме или запачканном платье,- сказал мне однажды приятель.
— А откуда взялась эта культура? — спросила я. — Почитай книгу,- ответил мой приятель и протянул мне свою любимую в синей обложке. Я пришла домой, открыла книгу и пробежала глазами текст: «Старые русские традиции требовали к выходу на улицу готовиться тщательно и без торопливости, потому что показаться неряхою перед земляками и иностранными гостями считалось большим проступком». Когда я дочитала книгу до конца, я узнала много интересного. Петр I, например, даже издал указ о том, что нужно усердно следить за чистотой верхней одежды. 3.
Работа с текстом диктанта 1) Найдите в тексте диалог, прямую речь, косвенную речь. 2) Составьте схемы диалога, прямой речи. 3) Переделайте предложение с прямой речью, чтобы оно соответствовало схеме: «П (?!)»,- а. VI. Итог урока
— Что такое прямая речь? — Как она выделяется на письме? — Приведите пример прямой речи. — Как выделяется на письме диалог? VII.
Домашнее задание
Теория по учебнику. Высокий уровень Придумайте и запишите по 1 предложению с прямой речью по теме «Как нужно одеваться». Достаточный уровень Упр.
125 Средний уровень Упр. 127 Внимание! Подготовка учителя к следующему уроку РМ: распечатка контрольных вопросов для каждого учащегося: — Что такое синтаксис? — Что изучает пунктуация?
— Что такое основа предложения? Как она называется по-другому? — Расскажите об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым. — Какими бывают предложения по цели высказывания? — Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Приведите примеры. — Расскажите о второстепенных членах предложения. — Каковы основные признаки однородных членов предложения? — Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах предложения. — Что такое обращение? Как оно выделяется на письме? — Что вы знаете о вводных словах?
— Каковы основные признаки сложного предложения? — Какие виды сложных предложений вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? — Что такое прямая речь? Как она оформляется на письме? — Что такое косвенная речь?
— Как выделяется на письме диалог?
Тема урока. Прямая и косвенная речь. Диалог