Тема урока — Самые добрые, самые близкие — бабушки, няни
Цель урока
1. Формирование представлений учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
Расширение представлений учеников-читателей о способах изображения характера героя в лирике.
Отработка навыков выразительного чтения лирических текстов.
Материал для чтения
1.В. Д. Берестов «Бабушка Катя». 2. А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Оборудование уроков
Портрет А. С. Пушкина.
Картина Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина».
Таблица «Словарь настроений».
Веретено.
Фонозапись пьесы П. И. Чайковского «Январь. У камелька» (из альбома «Времена года»).
Урок 51й I. Проверка домашнего задания
1. Рассказы учащихся об отце
Учитель. К сегодняшнему уроку вы должны были приготовить устные рассказы о своем отце. Расскажите о нем так, чтобы все смогли себе представить и понять, какой ваш отец, как он вас воспитывает, как любит вас, помогает расти хорошим человеком.
(Учащиеся обмениваются своими рассказами.)
2. Чтение стихотворений о папах и дедушках
(Ребята читают стихотворения, которые нашли и выучили дома.)
3. Обобщающее слово учителя
Учитель. Говоря о папах, нельзя сегодня не вспомнить дедушку, отца ваших родителей. И я очень довольна, что на сегодняшнем уроке прозвучали стихи и об этом родном человеке.
В народе бытует мудрость, что «связь времен осуществляется не через отцов и детей, а через дедов и внуков». И действительно: от вас к отцу, от отца к деду, от деда к прадеду и дальше к прапрапра…деду тянется ваша родовая ниточка в прошлое, и эта ниточка связывает его с нынешним временем, то есть с вами.
Вглядитесь, вдумайтесь в слово «род». Вы найдете его и в слове «родной», и в словах «родители», «родился», «родина» и т. д. Слова эти однокоренные, потому что они пошли от одного и того же слова, как дерево от корня. И точно так же, как дерево от корня, пошел ваш род от ваших прапрапра…дедушек.
И когда мы на уроках читали и говорили об отце, это относилось и к ним, к дедушкам, ибо они тоже являются отцами, настоящими мужчинами в семье, они растили и воспитывали ваших родителей, да и сейчас продолжают воспитывать и любить вас, своих внуков, заботиться о вас.
Вот почему с большим уважением и любовью должны относиться и вы к своим дедушкам, беречь их и заботиться о них.
П. Работа над новым материалом
1. Сообщение темы урока
Учитель. А сегодня мы поговорим еще об одном родном человеке, может быть, самом родном — бабушке.
Если дедушки являются воплощением мужского, отцовского начала в семье, бабушки — это идеал доброты, мудрости, любви и заботы.
Образ бабушки также воспет нашими поэтами в лирических стихотворениях.
Одно из таких стихотворений мы будем читать на сегодняшнем уроке. Написал его знакомый нам автор Валентин Дмитриевич Берестов. Послушайте это стихотворение.
2. Чтение учителем стихотворения В. Д. Берестова «Бабушка Катя»
3. Беседа после чтения
(Учащиеся обмениваются впечатлениями от стихотворения по вопросам учителя:
Понравилось вам стихотворение? Чем?
Какой вы себе представили героиню?)
4. Повторное чтение стихотворения с его анализом
Учитель. А теперь давайте посмотрим, как Берестов изображает свою героиню. Прочитайте про себя стихотворение и проследите: что вам покажется необычным в поведении бабушки Кати?
(Читая стихотворение повторно, ребята конечно же отметят необычное обращение бабушки Кати к отцу, взрослому человеку, — «деточка», а к ребенку — «батюшка». Учитель, обобщая ответы ребят, заметит, что эти слова приведены поэтом в стихотворении не случайно.)
Учитель. В этом нет ничего удивительного — в этих словах бабушки проявляются народные представления о детях и внуках: для бабушки ее сын в любом возрасте остается ребенком, «деточкой». А вы прислушайтесь, ребята, как ваши бабушки обращаются к своим детям, а вашим папе или маме, и вы убедитесь, что это действительно так: иногда они обращаются к ним, как к маленьким.
Обращаясь к внуку, бабушка, наоборот, говорит ему, как взрослому, с почтеньем: «батюшка мой». В этих словах проявляются и безграничная любовь к нему, и уважение к подрастающему человеку, будущему отцу и хозяину и настоящему труженику, ведь мы уже знаем, что в крестьянских семьях ребятишки с малых лет приобщались к труду, у них уже были свои обязанности по хозяйству, хотя — и бабушка знает это — внук не против послушать «сказку» на ночь.
Уважение и почтительность к людям — эти народные проявления и традиции передаются из поколения в поколение, а носительницей и хранительницей их является именно бабушка, которая своими сказками и личным примером учит молодых этим качествам.
А теперь давайте еще раз прочитаем стихотворение медленно по частям и проследим, какие еще народные черты, устоявшиеся правила и традиции передает автор в образе бабушки Кати.
(Ребята читают вслух по частям:
Вижу, бабушка Катя | Автор рассказывает от своего имени, |
Стоит у кровати. | Почтительно говорит о бабушке: на |
Из деревни приехала | Зывает ее ласково. |
Бабушка Катя. | |
Маме узел с гостинцем | В гости принято ездить с гостинцем. |
Она подает, | Бабушка гостинец отдает маме хо |
Мне тихонько | Зяйке дома. |
Сушеную грушу сует. | Для любимого внука у нее тоже при |
Пасено лакомство, его она дает тай | |
Ком от всех: «тихонько», «сует». Ба | |
Бушка не хочет на виду у всех выде | |
Лять своего внука особым вниманием, | |
Хотя от этого она не может удержать | |
Ся в силу своей огромной любви к | |
Нему. | |
Приказала отцу моему, | Для сына своего бабушка попрежнему остается ласковой и в то же |
Как ребенку: | |
«Ты уж, деточка, сам | Время строгой мамой: она ему «приказала», а не попросила, хотя и назвала «деточкой», но именно ему, хозяи |
Распряги лошаденку!» | |
Ну, она доверила мужскую работу — | |
Распрячь лошадь. | |
И с почтеньем спросила, | Любовь и уважение, почтительное |
Склонясь надо мной: | Отношение к ребенку, своему внуку. |
«Не желаешь ли сказочку, | |
Батюшка мой?» |
5. Выразительное чтение стихотворения
Домашнее задание. Выучить стихотворение В. Д. Берестова «Бабушка Катя» наизусть. Составить рассказ о своей бабушке.
Тема урока — Самые добрые, самые близкие — бабушки, няни