Тема урока. Союзы при однородных членах предложения
Цели: углубить понятие о союзном соединении однородных членов; повторить сведения о союзе (правописание отдельных сочинительных союзов); развивать синтаксические и пунктуационные умения и навыки. Оборудование: учебник, учебные тексты. Тип урока: урок изучения нового материала. Ход урока
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
Беседа — Как характеризуют предмет однородные определения? — Как характеризуют предмет неоднородные определения? — Сочетанием каких прилагательных обычно выражаются неоднородные определения?
— С какой интонацией произносятся однородные определения? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. На выставке языковых моделей экскурсовод показывает экспонаты — союзы. «Вот это — соединительный союз, который связывает однородные члены. Поскольку они равноправны, то крепятся к союзу одинаково. Союзы — это не только звенья связи, они еще устанавливают смысловые отношения частей: противопоставительные, соединительные, разъединительные».
IV. Изучение нового материала 1.
Объяснение учителя — Однородные члены соединяются интонацией и сочинительными Союзами или только интонацией. При однородных членах предложения запятая ставится: а) между однородными членами перед противительными союзами: О, но О. Меня поразили звуки странной, но чрезвычайно приятной и милой музыки (Л. Н.
Толстой). Б) перед второй частью составных союзов: не только О, но и О; как О, Так и О; хотя и О, но О ж др. Сказка нужна не только детям, но и взрослым (К. Паустовский). Молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали, как крыло умирающей птицы (И. С. Тургенев).
В) при повторяющихся союзах после каждого однородного члена: и О, И О, и О; О, и О, и О; то О, то О, то О; или О, или О, или О. Надо и знать, и любить, и беречь свою землю (В. Песков). Дождь то усиливался, то стихал, то снова усиливался (П. Нилин). При однородных членах предложения запятая не ставится: А) перед одиночным соединительным или разделительным союзом: О и О; О или О.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (М. Горький). Б) перед союзом, который объединяет однородные члены в пары: О и О, О и О.
Счастье и горе, радость и боль — все это было (М. Алигер). В) если два однородных члена предложения (обычно антонимы), со Единенные повторяющимися союзами и, или, ни-ни, образуют Устойчивое сочетание: и день и ночь, и смех и грех, ни взад ни вперед, ни Да ни нет, ни два ни полтора и др. 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с комментариями учителя) V. обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1. Практическая работа Задание 1 Спишите предложения в следующем порядке: 1) с однородными главными членами, 2) с однородными второстепенными членами. Подчеркните однородные главные члены условными знаками. Расставьте недостающие запятые. 1. Растворились в т. мноте рощи сады поля виноградники. 2. Тяже Лые ветви скорчились затрещали. 3. Быстро но осторожно р..бята пе Ребегали доро..ки. 4. Далекий но сильный гул ворвался в открытое на Стежь окно. 5. Ночью в море что (то) гремело гр хотало. 6. Толька И Владик (не) спали. 7. Ушли бы мы с тобой в горы в леса. 8. Тут же рядом вспотевший Баранкин заколачивал последние гвозди в башенку ф..нерного танка. 9. Прыткий Иоська вертелся около Баранкина подпрыгивал похваливал поругивал и поторапливал. (А. Гайдар) Задание 2 Выпишите вначале предложения с нераспространенными однородными членами, затем — с распространенными. Расставьте знаки препинания. Обозначьте однородные члены буквой о. 1. Влага ускоряет налив ярового зерна садовых плодов и разных Ягод. 2. Покосная пора чару. т ясными днями пылающим солнц..м аро Матом ярких цветов благоухающим сеном беспыльным воздухом. 3. Ры Боловов чару. т темные омуты травянистые заводи тихие затоны каме Нистые перекаты быстротечных бродов. 4. В лесах вызрева.. т но не Используется великолепнейший урожай всяких диких ягод. 5. Зелене. .т Цветет поет блестит звенит и веселится все живое. 6. Соловьи славки Пеночки никогда не живут в дуплах. 7. Рысь азартно крадется за зайцами Белками глухарями рябчиками тетеревами. (Д. Зуев) 2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. рефлексия. Подведение итогов урока Беседа — Какие виды связи слов существуют в языке? — Какой из них присущ однородным членам предложения? — Какие союзы могут связывать однородные члены? — Как называется интонация, с которой произносятся однородные члены? VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника. 2.
Выполнить упражнение по выбору учителя (письменно).
Тема урока. Союзы при однородных членах предложения