Тема урока Стихи о школе В. Д. Берестова
Цели урока
Формирование представлений у учащихся об особенностях поэзии В. Д. Берестова.
Знакомство с возможностью соотнесения изображенных в произведениях ситуаций с личными впечатлениями детей от школы.
Закрепление представлений учащихся о поэзии.
Работа над умением выражать чувства интонацией при чтении стихов.
Материал для чтения
В. Д. Берестов «Устный счет», «Он руку над партою тянет и тянет…», «Урок рисования».
Оборудование урока
Таблица «Словарь настроений».
I. Повторение изученного материала
Учитель. Прежде чем перейти к новому материалу, давайте вспомним все, что мы узнали о художественных текстах на прошлых уроках. Но сегодня мы сделаем так: вопросы буду задавать не я, как это обычно бывает на уроках, а вы все побываете в роли учителя, то есть сами будете задавать вопросы друг другу.
Подумайте, что бы вы хотели, чтобы ваши друзья рассказали вам о текстах, какой вопрос вы хотели бы задать?
(Ребята не только задают свои вопросы, но и называют ученика, который будет на него отвечать.
Такая игра «в учителей» ребятам очень нравится, а учитель, слушая вопросы и ответы учащихся, делает выводы, как усвоен материал.
Учитель, кроме того, слушая, как ребята спрашивают друг друга, следит, чтобы вопросы задавались не как попало,
А в логической последовательности, — таким образом ребята учатся слушать друг друга и продолжать мысль, высказанную предшественником.
Примерные вопросы учащихся:
Какие художественные тексты можно считать поэзией, а какие — прозой?
Что такое рассказ?
Прочитай любое четверостишие, покажи, как ты выделяешь ритм.
Приведи примеры рифмующихся строчек любого четверостишия.
Какими способами автор может передать чувства и настроения в тексте?)
П. Работа над новым материалом
1. Сообщение темы и целей урока. Краткий рассказ о писателе
Сегодня мы будем читать стихотворения Валентина Дмитриевича Берестова, уже знакомого вам по первому классу. Вспомните его стихи.
(Ребята вспоминают стихотворение «Заяцбарабанщик».)
А сейчас я вам немного расскажу об этом поэте.
Родился Валентин Дмитриевич Берестов в 1928 году в семье учителя истории в городе Мещовске Калужской области. Читать он научился очень рано — в четыре года. Когда ему было тринадцать лет, он начал писать свои первые стихи. Как любой подросток, он стремился побыстрее стать взрослым, поэтому и стихи его были очень серьезными и взрослыми. В это время он познакомился с Корнеем Ивановичем Чуковским и показал ему свою тетрадку со стихами. Чуковский не только одобрил их, но и стал другом и наставником Берестова.
Стихи для детей Берестов впервые написал, будучи уже взрослым человеком, когда у него появилась маленькая дочь. Сначала он писал стихи для нее, а когда случайно их прочитал редактор детской литературы, то было решено издать целый сборник детских стихов. Особенностью его стихов
Является то, что он рисует мир таким, каким его воспринимают дети.
Здесь и озорство:
«Под столбом лежит ледышка. У ледышки передышка. Подойду к столбу и там Вновь ледышку наподдам. И она опять умчится. Это я иду учиться!»
И наивное детское недоумение:
«Не идется и не едется, Потому что гололедица, Но зато
Отлично падается! Почему ж никто не радуется?» и сочувствие воробушкам, радость за них:
«О чем поют воробушки В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!»
Особое место среди стихов Берестова занимают его воспоминания о школе. Сегодня мы прочитаем три его стихотворения, а вы проследите, похоже ли то, что он в них изобразил, на вашу школьную жизнь?
2. Чтение учителем стихотворения «Устный счет»
3. Беседа после чтения
(Учащиеся обсуждают прочитанное стихотворение по вопросам учителя:
Чем похоже стихотворение на вашу школьную жизнь?
Как вы понимаете слово «костяшки»? Можете ли вы найти этот предмет на иллюстрации в учебнике?
Найдите в тексте Необычные слова, которыми поэт говорит про Обычный урок. Какие мысли и чувства вкладывает автор в эти слова?)
4. Чтение стихотворения В. Д. Берестова «Он над партою руку тянет и тянет…»
Учитель. А теперь прочитайте второе стихотворение и скажите, знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой? Что это за чувство?
(Ребята прочитывают стихотворение и отвечают на поставленный учителем вопрос.)
Учитель. Вот видите, как тонко автор понимает вашу детскую душу. Давайте разберемся, о каких чувствах он говорит. В каких словах рассказывает автор о переживаниях ученика, о страстном желании ответить урок?
(Ребята находят ответ в тексте.)
5. Чтение и обсуждение стихотворения В. Д. Берестова «Урок рисования»
(После чтения стихотворения ученики делятся впечатлениями по вопросам учителя:
Ожидали вы такого окончания этой истории? Почему она вызвала у вас улыбку?
А с вами такое бывало на уроках рисования?
Из чего видно, что малышу нравится этот урок?
А вам нравятся уроки рисования? Что особенно вы любите рисовать?
Как вы поняли, кто герой стихотворения: мальчик или девочка? Из чего вы сделали вывод?
А что обычно рисуют девочки?
6. Обобщающая работа
Учитель. А теперь прочитайте эти стихотворения еще раз. Будете читать так: первый ряд — первое стихотворение; второй ряд — второе, а третий ряд — третье. Понаблюдайте и потом расскажите, от чьего имени они написаны: от имени автора или от имени героя.
(Дети читают текст еще раз, затем отвечают на поставленный вопрос.)
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на один из «секретов» стихотворных текстов этого автора; весь главный смысл стихотворения он почти всегда вкладывает
В последнюю строчку. Прочитайте ее в каждом стихотворении, и вы в этом сами убедитесь. Давайте подумаем, какая главная мысль заключена в каждом тексте, как вы ее понимаете.
(Ребята каждого ряда прочитывают последнюю строку в своем стихотворении, объясняют ее смысл.)
Домашнее задание. Выучить наизусть самое понравившееся стихотворение; отгадать загадки на странице 28, которые сочинил поэт В. Д. Берестов.
Тема урока Стихи о школе В. Д. Берестова