Тема урока. Второстепенные члены предложения: определение, Дополнение
Цели: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложениях; углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые и косвенные дополнения, выраженные разными частями речи; дать понятие о согласованных, несогласованных, распространенных определениях. Оборудование: учебник, схема, таблица. тип урока: комбинированный. Ход урока
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
1.
Беседа — Какие части речи могут выступать в роли подлежащего? — Сколькими словами-глаголами может выражаться простое сказуемое? — Какие слова могут употребляться вместо вспомогательного глагола? 2. Практическая работа Закончите данные предложения и запишите их. Устно дополните ответ своими примерами.
Простое сказуемое отличается от составного тем, что в нем… Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологизмом, в котором… В составном сказуемом есть две части:… В составном глагольном сказуемом основная часть выражается… Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена…
III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Смысл предложения связан со значением имеющихся в нем членов предложения, находящихся в отношениях «определяемое — определяющее». Одно слово определяется другим словом (словами), которое в свою очередь, может определяться третьим словом и т. д.
В результате связи и взаимодействия значений главных и второстепенных членов возникает новое смысловое единство — предложение. IV.
Изучение нового материала 1. Объяснение учителя — Второстепенные члены обычно распространяют грамматическую Основу предложения, но могут относиться и к другим второстепенным Членам. В предложении с одним главным членом второстепенные чле Ны относятся к нему. Например: 1) Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом (Д. Грани). Небо поднималось — Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого он зависит, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи выражен.
2. Коллективная работа с таблицей Учащиеся дают характеристику второстепенных членов предложения с опорой на таблицу. Второстепенные члены предложения Характеристики Дополнение Определение Обстоятельство 1.
Что обозначает Предмет Признак предмета Признаки, Условия Действия 2. Виды Прямое И косвенное Согласованное Несогласованное Приложение Место, время, цель, причина, образ действия, условие, уступки 3. На какие Вопросы отвечает Кого? Чего? Кому?
Чему? Кого? Что? Кем? Чем?
О ком? О чем? Какой? Чей?
Где? Когда? Зачем? Почему? Каким образом? 4.
Чем выражается Существительным, местоимением и другими частями речи Прилагательным, местоимением и другими частями речи Существительным, глаголом и другими частями речи Существительным Существительным, наречием и другими частями речи 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V.
Обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1. Практическая работа Прямое дополнение Составьте предложения с данными словосочетаниями.
От чего зависит падежная форма прямого дополнения? Понял задачу — не понял задачи; принес тетрадь — не принес тетради; выполнил упражнение — не выполнил упражнения; отгадал загадку-не отгадал загадки; обеспечил успех — не обеспечил успеха; нарушал порядок — не нарушал порядка.
Определение К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными — н. с. 1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота). 2) Тетя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери). 3) Мы ели свежий кисель (вишневый, из вишни). 4) инструменты положили кипятить (хирурга, хирургические). 5) Одежда вся промокла. Одежда продается в магазине (детская, ребенка). Объясните разницу в значении словосочетаний инструменты хирурга и хирургические инструменты. Являются ли они синонимами? 4. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. рефлексия. Подведение итогов урока 1. Беседа — Какие второстепенные члены предложения вам известны? — Что такое дополнение? — Что такое определение? — От чего зависит падежная форма прямого дополнения? 2. Заключительное слово учителя — Второстепенные члены предложения, явившиеся на прием к Син Таксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями: «дополне Ние», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма у дороги до сих пор не садится. — Занимайте скорее место,- предложил Синтаксис. — А я не знаю, куда садиться,- отвечал смущенный член предложения. — Как не знаете? — удивился Синтаксис — Вы отвечаете на вопрос где? и обозначаете место — садитесь на стул Обстоятельства. — Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю еще на вопрос какой? И поэтому должен быть еще и Определением, ведь слово дом — предмет, а не действие. — Вот загвоздка,- проговорил Синтаксис,- это и Определение, И Обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула! Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке — о чем?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету — через что? , как?), определения и обстоятельства (дом у дороги — какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе приносит слово, к которому он относится. VII. Домашнее задание
1.
Выучить теоретический материал по теме урока. 2.
Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.
Тема урока. Второстепенные члены предложения: определение, Дополнение