Тема урока: Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VI
Цель: Показать нравы и обычаи Запорожской Сечи, их влияние на казаков; продолжать подбор материала для сопоставления образов Остапа и Андрея; совершенствование навыков работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность; формировать умение устанавливать ассоциативные связи между разножанровыми произведениями искусства.
Оборудование: Репродукций картины И. Э. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести Д. Шмаринова (гл. III-VI).
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
На доске 2 ученика пишут планы III, IV глав, 2 ученика — V, VI глав; с места несколько учащихся читают свои планы.
Рецензирование, коррекция планов всем классом.
2. Обсуждение законов, нравов и обычаев Запорожской Сечи
За что больше всего наказывали на Сечи? Почему законы были такими жестокими? Как это соотносится с «вечными истинами» и библейскими заповедями («Не укради», «Не убей»)?
3. Работа с репродукцией картины И. Э. Репина «Запорожцы пишут
письмо турецкому султану»
Худел. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану |
Можно ли сказать, что на этой картине отражена одна из заповедей запорожцев? Можно ли составить представление в характере запорожцев, изображенных на этой картине?
4. Выступление ученика, проводившего словарную работу («кошевой атаман», «куренной атаман», «ляхи», «литавры», «палица»). 5. Устное изложение-миниатюра — «Вхождение в образ».
От имени Тараса Бульбы необходимо близко к тексту рассказать в боевой подготовке Остапа и Андрея. Уточняющие вопросы:
Почему из уст отца прозвучало: «Не Остап, а добрый, добрый таки воин!»? Почему Тарас настаивал на походе?
II. Формирование новых знаемый, умений и навыков.
Беседа с элементами текстологического анализа.
С кем воевало казацкое войско, отправившись в поход? В чем заключалась тактика запорожцев в бою под Дубной? Кто пришел ночью в казацкий лагерь? Как вы считаете, можно ли было отказать в хлебе для госпожи и ее матери? Заключается ли в этом предательство? Собирался ли Андрей просто отнести еду умирающим от голода? Мучили ли его сомнения? Кто из лагеря казаков обратил ночью внимание на хождения Андрея? Была ли госпожа уверена в том, что Андрей пришел на совсем? С чего собственно начинается измена Андрея? Почему Гоголь показал, что вслед за прибытием Андрея в осажденный город прибыла пища? (Измена состоит не в том, что хлеб принес (хлеб оказался ненужным), а в том, что от своих отрекся).
III. Подведение Итогов Урока С Использованием Приема
«Свободный Микрофон».
К чему подводил нас Гоголь, рассказывая в законах и нравах Сечи? (Для автора главное — святость товарищества, ответственность перед обществом). Зачем Тарас так настаивает на различиях между Остапом и Андреем в бою? Что он имеет в виду прежде всего? (Умение Остапа думать в товарищах, об общей пользе и желании Андрея выделиться). Что стало причиной предательства Андрея? Как Гоголь объяснял человеческую сторону его поступка? Можно ли понять и оправдать героя?
IV. Д Омашнее задание.
Читать главы VII, VIII, составить план. Выписать цитаты из главы VI — об Андрее, гл. VII — об Остапе; отметить в тексте VIII главы художественные особенности, характерные для фольклора; подобрать вопросы для «истолкователя» («переводчика»).
Тема урока: Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи. Главы III-VI