Тема уроков — Взаимоотношения в семье
Цель урока
Обучение учащихся умению давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье.
Формирование у школьников первоначальных представлений о портрете героя; составление характеристики героев.
Закрепление понятий «проза», «рассказ», «тема».
Материал для чтения
А. П. Гайдар «Чук и Гек».
Оборудование уроков
Картины русских художников: И. И. Шишкина, Н. С. Крылова, А. А. Келейникова.
Портрет А. П. Гайдара.
1. Проверка домашнего задания
1. Минуты лирики
(Дети читают наизусть понравившиеся куски из рассказа К. Г. Паустовского «Прощание с летом».)
2. Обобщающие слова учителя
Учитель. А теперь, когда мы себе представили картины, изображенные Паустовским, скажите, почему текст имеет такое название? А как можно назвать его подругому?
(Дети предлагают свои варианты названия.)
П. Работа над новым материалом
1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, постановка учебных задач
Учитель. Третья глава учебника заканчивается отрывком из рассказа Аркадия Петровича Гайдара «Чук и Гек».
Почему этот рассказ помещен после текстов о зиме, вы узнаете, прочитав текст вверху страницы.
(Ребята читают вслух вступительный текст на странице 136.)
2. Слово о писателе
Учитель. Аркадий Петрович Гайдар написал много книг для детей и по праву считается детским писателем.
В основном его главными героями являются мальчишки. Гайдар в своих рассказах на их примере учил читателей быть сильными и благородными, помогать взрослым, бороться с несправедливостью, защищать слабых.
Возможно, вы уже знакомы с рассказами этого писателя: ктото читал самостоятельно, а комуто читали взрослые.
(Дети называют прочитанные книги и рассказы Гайдара, кратко обмениваются своими впечатлениями.)
Учитель. Этот писатель в своих произведениях часто затрагивал проблемы взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми.
В рассказе «Чук и Гек» автор показывает счастливую семью в счастливых обстоятельствах, которые лишь ненадолго омрачаются шалостями мальчиков. А в конце рассказа он прямо говорит о том, что такое счастье и как его надо понимать.
В учебнике напечатан только отрывок из рассказа, его мы будем изучать в течение трех уроков, а весь текст мы обсудим на уроках внеклассного чтения. Поэтому уже сегодня вы должны постараться найти и начать читать произведение полностью.
Задача сегодняшнего урока — познакомиться с главными героями рассказа.
3. Чтение текста
(Можно провести чтение по цепочке: начало рассказа читает учитель, а затем продолжают учащиеся. Текст дочитывается до половины, до слов на странице 140: «…потому что веселый у нее был характер».)
4. Беседа по содержанию после чтения
Дети обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:
Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
Назовите главных героев.
От чьего имени ведется повествование? Почему вы так решили? Найдите подтверждение в тексте.
5. Повторное чтение отрывка: подробное знакомство с героями с помощью вопросов учителя
Папа
Прочитайте начало рассказа. Что вы узнали о главе семьи? Чем он занимался? Как вы представляете его работу?
Как он относился к своей семье? Из каких слов это видно?
Где жила семья? Как автор называет город Москву?
Сыновья
Прочитайте следующую часть текста. Как вы можете охарактеризовать мальчиков при первом знакомстве с ними?
Как вы думаете, сколько им лет? Почему вы так решили?
Как о них говорит автор? Прочитайте.
Мама
Найдите слова, где автор впервые знакомит нас с мамой. Что автор говорит о ее характере? Почему он характер мамы называет «странным»? А что вы подразумеваете под этим словом? Какой она была?
В каких словах говорится о ее внешности? Найдите их. Эти слова помогли вам представить портрет мамы? Какой бы вы ее нарисовали?
Учитель. А теперь прочитайте самостоятельно о том, как семья читала письмо. Как мама и сыновья отнеслись к приглашению папы приехать к нему?
Что нового о героях вы можете рассказать, прочитав эту часть?
Дети. — Мама отнеслась к этому рассудительно. Назвала затею папы странной.
Но в душе она была довольна. Вот здесь в тексте автор говорит об этом так: «Знайте, она давно уже ждала такого письма…»
А я узнал, что у мамы был веселый характер, автор об этом говорит прямо: «…это она нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер».
А еще автор пишет про нее:
«Наконец рассмеялась, схватила обоих за руки, завертела и свалила на диван».
Учитель. Ну а мальчики? Как они восприняли известие о поездке к папе?
Дети. — С радостью.
И с готовностью: они хотели прямо сразу сесть и поехать.
Они отнеслись к этому легкомысленно, словно речь шла не о двух тысячах километров, а о поездке на трамвае по городу.
Учитель. А как автор пишет об этом? Дети. — Автор пишет с юмором о мальчиках: «Гей, гей! Чук и Гек не думали и полсекунды, а в один голос заявили, что они решили ехать не только тысячу километров. Им ничего не страшно. Они храбрые. И это они вчера прогнали камнями заскочившую во двор чужую собаку».
— А я думаю, что автор героев и любит, и в то же время
Осуждает.
Учитель. Давайте прочитаем по ролям диалог на странице 143 и посмотрим, как автор рассказывает о своих героях.
(Ребята читают диалог по ролям.)
Учитель. О чем рассказал автор в этом отрывке?
Дети. — Автор говорит о том, как братья решили скрыть от мамы случай с телеграммой.
— Чук был старше Гека, поэтому он придумал хитрость:
Ничего не говорить маме о телеграмме.
— А Гек сначала не соглашался (он был против вранья),
Но Чук его убедил, что молчанье — это не вранье, и Гек
Согласился.
Учитель. А как вы думаете, что могло быть в телеграмме? Пусть поднимут руки и выскажут свое предположение те, кто не читал рассказ целиком и не знает его продолжения.
(Ребята высказываются.)
Учитель. А теперь те ребята, которые читали текст полностью, пусть скажут, кто более точно высказал предположение.
(Ребята отвечают.)
Учитель. Попробуйте придумать продолжение этой истории (для тех ребят, кто не читал весь рассказ).
(Ребята фантазируют, придумывают продолжение повествования.)
Домашнее задание. Выполнить задания № 3, № 5, № 7 в учебнике (без заполнения таблицы.)
Тема уроков — Взаимоотношения в семье