Тема вечности в барокко
Можно привести в качестве примера разбор кантаты № 60 И. С. Баха и «хорала Вечности» в работе М. Н. Лобановой «Западноевропейское музыкальное барокко»: «Специфический смысл этот ход приобретает в кантате № 60 И. С. Баха: начальный и заключительный хоралы олицетворяют начало и конец страстного пути. Все интонационное развитие подчинено движению от первой к заключительной мелодии. Многочисленные инструментальные контрапункты усиливают первую фразу «хорала Вечности» — ее интонации обыграны во вступлении, рассеяны в контрапунктах…
Ключевая фраза — «тема Вечности» — выделена многочисленными созвучиями. Ее инструментальные варианты постепенно подготавливают начальную фразу второго хорала в I части; во II части самая первая фраза «О, тяжкий путь» оказывается многообещающей — в ней осуществлен интонационный синтез двух тем; многочисленные намеки на второй хорал слышны в III и IV частях; его первая фраза предваряется в заключении предшествующей части…
Но самой многозначительной становится повторенная заключительная фраза второго хорала: возвращая нас к началу первого напева, являясь его инверсией, она оправдывает сложную подготовку второй мелодии, открывает, что ключевые фразы второго хорала входили в первую фразу «хорала Вечности», а еще один дополнительный круг создавало инструментальное вступление к I части… Долгий путь и движение оказались предопределенными: конец содержал начало, а начало — конец. Кантата № 60 не только рисует аллегорический круг вечности, в ней сказывается еще один закон барочной поэтики — закон иллюзии».
Исследователи барокко отмечают, что художественная культура барокко была пронизана рационализмом в большей степени, чем живое слово Ренессанса. «Логика выступает в тяжелых доспехах риторики». Ораторское слово по своей природе патетично, такой слог более всего подходит для выражения конфликта между суетным миром и тем сущностным, что предобразовало личность человека. Вечность — одна самых значительных тем искусства барокко, «время без времени»: «Примерами воплощения подобного противоречия могут служить две духовные песни талантливого поэта Иоганнеса Риста. В обеих воспевается Вечность — в одной как блаженство, в другой как «громослово» (Dormer Wohrt в старом написании), обрекающее человека на муки (приводим начало второй песни, легшей в основу кантаты № 20):
О Вечность, ты громовое Слово,
О Меч, пронзающий Душу.
О Начало без Конца.
О Вечность, Время без Времени.
От охватившей меня печали
Где найти спасенье?»
Интересно не только само воплощение темы вечности, но и то, что вечность находит воплощение в миге, мгновении: «…между собой они, эти мгновения, взаимосвязаны, а рядоположение их статично. У Баха в миге — вечность. Метафорически говоря, так соотносятся капля и море». Время будто остановилось в своем течении, а мир изменчив; надо уметь преодолевать его искушения нравственным противостоянием.
Тема вечности в барокко