Тема жизни и смерти в лирике Жуковского
«Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль» — так сказал о Жуковском Пушкин. Он считал себя учеником Жуковского, высоко ценил его поэтическое мастерство. Константин Батюшков в одном из писем замечал по поводу этого поэта: «У него сердце на ладони». Жуковский принес в русскую поэзию интонацию истинного лирика. Но только ли в меланхолические тона окрашено его творчество?
Нет, оно разнообразно. Но это разнообразие мягких, приглушенных красок, тонких переходов, требующих от читателей зоркости, чуткого внимания. Жуковский продолжил традиции западно-европейского романтизма. Для этого направления было типично присутствие двоемирия: реальность переплеталась с мистикой, фантазией. В центре же был человек с его непростым отношением к миру.
Герой вступает в конфликт с окружающим, не удовлетворяющим его. Поэтому его охватывает пессимизм, из которого он находит два пути: уход в мистику, фантастику или обращение к прошлому, воспоминаниям. При этом у героя Жуковского всегда богатый духовный мир.
Жуковский написал множество стихотворений на философскую тему. Особенно стоит выделить его элегии. На примере одной из них можно понять представления Жуковского о жизни. Произведения романтиков часто имеют не один смысл.
В них за реальными явлениями и предметами почти всегда скрывается нечто недоговоренное. Я бы хотел рассмотреть элегию Жуковского «Море». Поэт рисует море в спокойном состоянии, во время бури и после нее. Водная стихия представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну».
Море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное.
На земле все постоянно, жизнь полна печали, утрат и разочарований. Там, на небе, все прекрасно и вечно. Поэтому море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу. Тема смерти в лирике Жуковского более глубока и сложна. Человек даже после смерти стремится оставить хоть малую частичку себя на земле, где жил: Ах! нежная душа, природу покидая, Надеется друзьям оставить пламень свой.
Но даже смерть не может разрушить самых высоких чувств: любовь, веру, надежду, дружбу. Никто не знает, что там, за чертой. Но Жуковский не воспринимает смерть как нечто ужасное, страшное и разрушительное, хотя и говорит в стихотворении «Сельское кладбище», что умирать никому не хочется: И кто с сей жизнью без горя расставался? Кто прах свой по себе забвенью предавал? Кто в час последний свой сим миром не пленялся И взора томного назад не обращал?
Завеса смерти — нечто таинственное, неразгаданное. Но она не мешает людям душой оставаться с умершими друзьями, любимыми. Жуковский верит, что всем друзьям и влюбленным, всем тем, кто был связан какими-то особо прочными узами, суждено встретиться после смерти.
Философский взгляд на тему жизни и смерти у Жуковского весьма неоднозначен. С одной стороны, смерть — это и страх, и ужас перед неизвестностью. С другой же — шанс встретить тех, кого когда-то потерял, шанс обрести долгожданный покой. Жизнь тоже прекрасна и страшна по-своему.
Сколько приятных моментов дарит она, связывая судьбы людей, посылая удачу и вдохновение. Но сколько горя и несчастья может она принести, разом отобрав то, что некогда сама принесла в дар. Многие русские писатели, помимо Жуковского, пытались найти ответ на извечный вопрос: что такое жизнь и что такое смерть? Каждому из них удалось с разных сторон подобраться к разгадке этой тайны.
Я думаю, что Жуковскому удалось особенно близко подойти к поставленной цели. Он сумел по-своему раскрыть этот сложный философский вопрос.
Тема жизни и смерти в лирике Жуковского