Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
Тема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз подводил к выводу, что смерть является неотъемлемой частью жизни. Чаще всего смерть выступает либо как наказание , либо как избавление . Жизнь же только тогда наполнена и одухотворена, когда в ней есть любовь .
Рассмотрим некоторые из перечисленных произведений писателя. В 1914 году Бунин пишет рассказ «Братья», общий смысл и тональность которого раскрываются эпиграфом: «Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата».
Рассказ построен на характерных для Бунина отвлеченных представлениях о братстве людей. Но эта аллегория соотносится с конкретной исторической содержательностью. Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и «брате» его — богатом английском путешественнике. Жизнь раба — унижение естественности и красоты.
Богатые «братья» лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл. Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого «брата» без высокой внутренней цели предстает у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому также фатально обреченной, как и жизнь цейлонского рикши.
Гибель мира, преступившего законы человеческого «братства», мира, в котором личность утверждает себя за счет других, мира, в котором растеряно представление о «смысле бытия», «божественном величие вселенной», предрекает буддийская легенда в финале рассказа. Она повествует о том, что ворон бросился, ослепленный жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как ее отнесло далеко в море, погиб. Таким образом, в первом случае жизнь ужасна без надежды на счастье, поэтому смерть — избавление, во втором — жадность и бессердечность ведут к смерти-наказанию.
1915 год. В самом разгаре первая мировая война. «Говорят Брианы, Милюковы, — пишет И. Бунин, — а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более.
Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство — сущий пустяк». Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе «Господин из Сан-Франциско». Сюжет произведения прост.
Герой рассказа, богатый американец, имени которого «никто не запомнил», достигнув высокого материального благополучия, решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство — смерть героя. Гроб в трюме — своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу.
Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход. Оказывается, накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, — житейской мудрости, доброте, духовности.
Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, когда писал конец». Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей. Также в этом рассказе передана и еще одна интересная мысль — жизнь и смерть постоянно рядом, в уходе нет ничего парадоксального или неправильного.
Но не всегда смерть является безжалостным приговором. В рассказе «Деревня» главный герой, старик, воспринимает смерть как заслуженную награду. В цикле «Темные аллеи» трагическая развязка закономерна, так как любовь, по мнению Бунина, настоящая и всепрожигающая, неминуемо убивает влюбленных, избавляя их от разочарования.
Именно поэтому Бунин лишает своих персонажей возможности перейти в семейное русло. Брак несет с собой привычку, а привычка рано или поздно убивает любовь. В повести «Митина любовь» героя преследует романс Рубенштейна на слова Генриха Гейне: Я из рода бедных Азров, Полюбив, мы умираем. В. Н. Муромцева-Бунина в книге «Жизнь Бунина» пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в «Митиной любви» как бы вновь пережил его. Таким образом, любовь является главным качеством жизни — кто любит, тот живет.
Но смерть тоже рядом, она выступает главным мерилом чувств, жизни вообще. Размышляя о смысле бытия, Бунин пишет рассказ «Чаша жизни». У каждого из героев этого рассказа была молодость, любовь, надежды, что-то живое и прекрасное.
Но все это погибло в эгоистических устремлениях. «Зачем мы живем на свете?» — обращает мастер слова вопрос к каждому из них. Чаша жизни не стала для них чашей бытия. Она оказалась наполненной только мелким, житейским, эгоистичным.
И Бунин ужасался жизнью всех, кто не задавался вопросом о смысле жизни.
Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина