Теория литературы: Первая половина XX столетия
В конце XIX столетия стали ощутимыми тревожные симптомы мирового развития. В обществе, где, на первый взгляд, властвовал правопорядок, мораль, религия, появились вдруг деструктивные элементы, которые не постигались умом. Жестокая рыночная борьба в промышленности, истребительные империалистические войны, социальные революции и т. п. Предчувствие неминуемых исторических и социальных катаклизмов, которое продолжало пессимистические расположения духа, непринятие новой жестокой морали, где человек терял свою значимость, индивидуальность, веру в будущее, не могли не обозначиться на характере тех проблем, к решению которых обратились философы. В духовной жизни западного общества классическая философия вместе с религией, искусством, наукой начала искать пути преодоления кризисных ситуаций, обнаруживала стремление стать духовной опорой для человека. В связи с этим, на фоне проявления человеческих страстей, на первый план выходят вопросы о роли и место иррационального.
Представители прогрессивной философской мысли (А. Шопенгауер, Ф. Ницше, К. Ясперс, З. Фрейд и прочие) рассматривают жизненные явления в их побежалости и противоречивости; объектом исследования они избирают современную им человека с ее радостью и ожиданиями, неприятностями и грустью, человека, который ощущал себя придавленной и обезличенной в обществе. В конце XIX столетие прозвучал тезис Фридриха Ницше: «Умерли добрые боги, осталась лишь человек». Она была подхвачена художниками декаданса, которые к тому времени находились в поисках новых форм отображения реальности, искали универсальных формул в искусстве, экспериментировали. Осознание ими того, что именно человек, ее жизнь являются самодовлеющей категорией, особым непревзойденным светом, какой живое по своим законам, оказывало содействие изменению акцентов в художественном произведении.
Писателей, поэтов, художников заинтересовали те психологические и мировоззренческие особенности, которые отличают один человека от другой, выразительно делают ее более привлекательной. Самое искусство освободилось от социальной зависимости, оно не ограничивалось только изображением явлений окружающей жизни — его главными особенностями стали свобода самовыражения художника и поиск им новых форм творчества. В этот переломный период художников (параллельно и философов) более всего волновали такие вопросы, как роль и место личности во Вселенной, общие законы духовной эволюции человечества, моральные факторы, которые будут оказывать содействие будущему развитию цивилизации.
Некоторые писатели, такие как Ж. П. Сартр, А. Камю, роздумавали о сущности бытия, становились философами, объединяя в своем творчестве художественное воображение и основы мышления. Ф. Ницше, закончив обучение на филологическом факультете университета, обратился к философии, а Марсель Пруст, прослушав курс лекций А. Бергсона, посвятил свой талант литературе. В конце XIX столетие среди художников, в частности литераторов, появилось новое, чрезвычайное интересное течение — модернизм, который, утвердился сначала как мода, приобретает свое развитие и охватывает период в истории европейской культуры почти к середине XX столетие.
Модернизм — это осознанно субъективное искусство, ведь главным эстетичным объектом в нем становится сам автор. Характерными особенностями этого эпохального явления есть особое внимание к внутреннему миру личности, предоставление преимущества творческой интуиции, метафорическое построение образа по принципу ассоциативности, свободная форма выражения расположения духа, переживаний автора. В составе модернизма как синтетического творческого метода исследователи отличают четыре отдельные метода, которые действовали сначала самостоятельно — символизм (импрессионизм как его разновидность), экспрессионизм, футуризм и сюрреализм. Они сформировались вследствие постепенного углубления во внутренний мир человека и открытие новых объектов изображения в этом мире.
Символизм открыл разногласию, которые существуют между внутренней (духовной) сущностью человека и его внешней сущностью, которая ориентирована, главным образом, на требования социальной реальности. Импрессионизм Сосредоточил внимание читателя на едва заметных струнах человеческой души, на нюансах определенных эмоциональных залогов. Сюрреализм проиллюстрировал необъятность внутреннего мира личности, показал невозможность объяснить с точки зрения логики и ума все то, что в нем происходит. Экспрессионизм констатировал зависимость человека от собственных естественных инстинктов, поездов, которые скрыты в ее подсознании, а также разоблачил зависимость каждого члена общества от тех революционных изменений, которые периодически возникают в этом обществе. Футуризм поставил перед собой цель полнее представить психологический залог своего современника, человека, который живое во время быстрого прогресса в науке и технике. И только вместе все эти методы «дали возможность охватить внутренний мир человека в его сложности и глубине».
Искусство периода модернизма — элитарное, ориентированное на особенно одаренные меньшинства, сложное для восприятия, поскольку каждый писатель или поэт стремился в своих произведениях оригинально раскрыть собственную самобытную индивидуальность.
Теория литературы: Первая половина XX столетия