Технологическая карта по географии «Земля — планета Солнечной системы» 5 класс
Гилина Марина Дмитриевна
Учитель географии МБОУ
«Каменская основная
Общеобразовательная школа»
Ильинского района Пермского края
Тема урока «Земля — планета Солнечной системы»
Цели:
Личностные : формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Предметные : выделение отличительных признаков планеты Земля от других планет.
Метапредметные : совершенствование умений выделять проблему, формулировать вопросы, развивать смысловое чтение, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, делать выводы, свертывать информацию.
Задачи:
Личностные: организовать общение обучающихся в парах в процессе заполнения таблицы.
Предметные : определить отличительные признаки планеты Земля путем заполнения сравнительной таблицы
Метапредметные : найти в тексте учебника признаки планет, сравнить заполненную таблицу с эталоном, представить в виде схемы классификацию планет.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | |||||
Осуществляе Мые действия | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | |
1.Мотивация к знаниям. | Демонстрация слайдов. | Просмотр слайдов, ответы на вопросы | Установление причинно — следственных связей | Принятие учебной задачи | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью | Нахождение общего решения в совместной деятельности | Формулирование своего мнения. |
2.Актуализация знаний. | Организация групповой работы | Ответы на вопросы | Анализ, сравнение, установление причинно — следственных связей | Принятие учебной задачи | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью | Нахождение общего решения в совместной деятельности | Формулирование ответа на поставленный вопрос |
3. Введение в тему. Постановка цели и задач урока. Формулирование проблемы. | Организация беседы для выявления отличительных признаков планеты Земля, создание проблемной ситуации. | Слушание, выдвижение предположений, формулировка вопросов и ответов на них | Умение сформулировать тему урока, умение формулировать проблему, цель | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. | Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | Беседа. Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств. | Понимание возможности различных позиций других людей и умение ориентироваться на позицию партнера в общении и Взаимодействии |
4. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы | Организация работы групп, разработка формы схемы, таблицы, коррекция результатов работы. | Поиск решения проблемы с Помощью учебника, Классификация планет по группам. Составление схемы «Планеты», заполнение таблицы «Сравнительная характеристика планет» по изученному материалу с выделением особенностей объектов изучения. Выделение отличительных признаков планеты Земля. | Умение находить в тексте сведения и факты, данные в явном виде, выделять главное, осуществлять анализ, сравнение, классификацию, формулировать выводы | Обмен информацией в группе | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. | Контролирование правильности и полноты проведенного анализа содержания учебного материала в ходе заслушивания ответов членов группы. | Осознанное построение речевого высказывания. Владение элементами коммуникативной рефлексии. |
5.Сравнение полученного результата с эталоном | Составление эталона | Сравнение выделенных отличительных признаков планеты Земля с эталоном, предложенным учителем | Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Внесение необходимых корректив в полученный результат | Самостоятельное оценивание правильности выполненной работы | ||
6. Включение полученных знаний в систему знаний | Познавательные вопросы различной сложности | Выбор задания посильной трудности. Ответы на вопросы. | Анализ, сравнение, установление причинно — следственных связей | Выполнение заданий | Различение способа и результата действия | Ответы на предложенные вопросы | Построение монологического высказывания |
7. Рефлексия. | Учитель консультирует, помогает | Самостоятельное оценивание результатов своего труда | |||||
8. Домашнее задание | Предлагает несколько заданий на выбор | Выбирают задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | Адекватно оценивать свои возможности |
Приложение 1
Вопросы для актуализации знаний учащихся
Назовите небесные тела, входящие в состав Солнечной системы?
Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?
Сколько планет входит в состав Солнечной системы?
Самая ближняя к Солнцу планета?
Самая удаленная планета от Солнца?
Соседи планеты Земля?
Самая большая планета?
Самая маленькая планета?
Чем планета Земля отличается от других планет?
К какой группе планет относится Земля?
Почему температура на Венере выше, чем на Меркурии?
Приложение №2
Вопросы для закрепления
На какие две группы делят планеты?
Какие планеты относят к планетам земной группы?
Какие планеты относят к планетам — гигантам?
Какая планета самая большая в Солнечной системе?
Какой газ составляет основу атмосферы планет — гигантов?
На каком расстоянии от Солнца находится планета Земля?
Какими газами образована атмосфера Земли?
Почему вода на Марсе находится только в твердом состоянии?
Почему астрономы древности не знали о существование огромных планет Урана и Нептуна, хотя гораздо более маленькие планеты Меркурий и Марс были им хорошо известны?
За какое время солнечный луч достигнет Земли, если скорость света 300 000 км в секунду? Ответ выразите в минутах.
За какое время достигнет Солнца искусственный спутник, если его скорость 8 км в секунду?
Во сколько раз диаметр каждой из планет — гигантов больше диаметра Земля.
Приложение №3
Предлагаемые варианты домашних заданий:
Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопрос по изученному материалу.
Решить задачу.
Ю. А. Гагарин совершил свой первый полет в космос на корабле «Восток». Сравните скорость корабля «Восток» со скоростью современных космических кораблей, если он совершил один виток вокруг Земли за 1 час 48 минут.
Составить синквейн «Земля».
Спланируйте последовательность действий при выполнении задания.
Современные космические корабли достигают лунной поверхности за 15 суток. Какова скорость современного космического корабля?
Технологическая карта по географии «Земля — планета Солнечной системы» 5 класс