«Тихие лирики»
Все этапы урока могут быть организованы в форме эстафеты, когда каждый следующий поэт является в чем-то продолжателем предыдущего.
1. Слово учителя
Сам термин «тихая лирика» возник как оппозиция «громким» поэтам, читавшим свои стихи на стадионах и в многоместных аудиториях. Во главе этого ряда, как правило, ставят Николая Рубцова и менее популярного Алексея Прасолова — думается, потому, что они не только обладали незаурядным художественным дарованием, но и раньше других ушли из жизни. «Тихих» лириков объединяло не только безусловное следование традициям русской классической поэзии, но и общность поэтической судьбы, выражавшаяся прежде всего в поздней, запоздалой, а то и посмертной известности. Их противопоставляли и так называемым «городским» поэтам, называя первых «органичными», а вторых — «неорганичными» или «книжными».
«Тихие» лирики, вслед за Николаем Рубцовым и Владимиром Соколовым, тяготеют в своем творчестве к тютчевско-фетовской традиции. Они воспринимают человека как часть природы и соотносят человека и мирозданье, что придает их лирике философский характер. Поэты этого направления стремятся к личностно-психологической тематике, изображению картин неброского русского пейзажа, традиционным стихотворным размерам.
В стихах «тихих» лириков не встретишь ритмических сбоев, разностопных строк, экзотических рифм. Даже метафоры и другие яркие тропы не занимают в их поэзии главного места. Поэтому «тихость» «тихих» лириков не только в камерности читательской аудитории, но и в негромкой, задушевной прелести обычного русского слова, простоте поэтического синтаксиса, спокойствии интонаций.
Поистине «здесь мало увидеть — здесь надо всмотреться», «здесь мало услышать — здесь вслушаться нужно» . В этом можно убедиться, познакомившись с некоторыми стихами «тихих» лириков.
2. Эстафета чтецов
Урок продолжает поэтическая пятиминутка, в которой, как эстафета, прозвучит несколько стихотворений «тихих» лириков. Во время чтения на экране или интерактивной доске будут сменяться портреты поэтов, которые можно найти в Интернете, а на следующих этапах урока эти портреты лириков будут появляться снова, чтобы «протянуть» через урок зрительную, наглядную «линию» каждого поэта. Опережающие вопросы и задания перед концертом-миниатюрой.
— Какие слова, образы, картины в этих стихотворениях кажутся вам самыми значимыми, ключевыми? — Докажите, что в этих стихах соседствуют разговорная лексика и слова высокого стиля. Какова функция такого сближения? — Приведите примеры соединения в стихах бытового и бытийного, философского планов. — Постарайтесь заметить особенности стилистики каждого автора. — Что же все-таки объединяет этих непохожих поэтов?
Можно прочесть стихотворения Н. Рубцова «Ночь на родине», А. Прасолова «Мирозданье сжато берегами», В. Соколова «Шел снег…», А. Жигулина «Опять в глазах колымский камень», О. Чухонцева «Черемуха в овраге. Соловей…», Г. Русакова «Низкое солнце садится», Г. Ступина «Туман среди зимы, капель…».
3. Эстафета биографий
Страницы биографий «тихих» лириков могут быть подготовлены учащимися предварительно на основе Интернет-ресурсов и книги В. В. Агеносова и К. Н. Анкудинова «Современные русские поэты: Антология» . На уроке собранная самостоятельно информация прозвучит в сообщениях о результатах выполнения домашней работы, например, в такой форме.
— Поэт Владимир Николаевич СОКОЛОВ родился в городе Лихославле Калининской области. Первые стихи были им написаны в возрасте восьми лет. В старших классах школы Соколов с другом Давидом Ланге издает рукописные журналы «ХХ век» и «На заре» .
В это же время юноша посещает литературный кружок советской поэтессы Елены Александровны Благининой. По рекомендации Е. А. Благининой и профессора Л. И. Тимофеева в 1947 году Соколов принят в Литературный институт, который он окончил в 1952 году, занимаясь в семинаре поэта Василия Васильевича Казина. Впервые стихотворение Владимира Соколова «Памяти товарища» было опубликовано в «Комсомольской правде» . Дебют не остался без внимания Степана Щипачева . Он рекомендовал поэта в Союз писателей СССР.
Первая книга, которую Соколов хотел назвать «Крылья», вышла в 1953 году под заглавием » Утро в пути». На фоне остальных поэтических книг года, в которых все еще господствовала война, сборник Соколова, по мнению критиков, свидетельствовал о приходе нового поэтического поколения, среди которого назывались имена Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Владимира Цыбина. Как писал Евтушенко, Соколов «учил нас серьезному отношению к поэзии» и стал первопроходцем темы.
Поэт Владимир Соколов — кавалер ордена Кирилла и Мефодия , лауреат Государственной премии СССР , Международной премии имени Н. Вапцарова , первый лауреат Государственной премии России им. А. С. Пушкина , Международной Лермонтовской премии . На протяжении более чем сорокалетнего пути в русской словесности у поэта вышло всего около двадцати книг.
Скрупулезность в работе со словом была для него важнейшей в стихосложении. Соколов писал: «Русский словарь для меня как Библия для верующего»
Вдали от всех парнасов, От мелочных сует Со мной опять Некрасов И Афанасий Фет.
Они со мной ночуют В моем селе глухом. Они меня врачуют Классическим стихом.
Звучат, гоня химеры Пустого баловства, Прозрачные размеры, Обычные слова.
И хорошо мне… В долах Летит морозный пух. Высокий лунный холод Захватывает дух.
— Какое время года и суток изображено в стихотворениях?
— Проанализируйте в них звукописные образы. Какие картины они создают? Какие чувства вызывают использованные обоими поэтами многочисленные аллитерации на шипящие и свистящие звуки?
— Как создается обоими поэтами «образ» тишины?
— От чего у обоих лирических героев «захватывает дух»?
— Приведите примеры лексических соответствий, однокоренных слов. Какую роль играют эти слова в каждом стихотворении?
— Чем восхищается каждый из поэтов?
— В чем можно считать Соколова продолжателем Фета? Какие поэтические «законы» Соколов считает непреложными? Почему?
Группа 2. Сопоставьте стихотворения И. Бунина «Осыпаются астры в садах…» и А. Жигулина «Осень, опять начинается осень…».
Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука…
Осень веет тоской, Осень веет разлукой! Поброди же в последние дни По аллее, давно молчаливой, И с любовью и с грустью взгляни На знакомые нивы. В тишине деревенских ночей И в молчанье осенней полночи Вспомни песни, что пел соловей, Вспомни летние ночи И подумай, что годы идут, Что с весной, как минует ненастье, Нам они не вернут Обманувшего счастья…
А. Твардовскому
Осень, опять начинается осень. Листья плывут, чуть касаясь воды. И за деревней на свежем покосе Чисто и нежно желтеют скирды.
Град налетел. Налетел и растаял Легким туманом в лесной полосе. Жалобным криком гусиная стая Вдруг всполошила домашних гусей. Что-то печальное есть в этом часе. Сосны вдали зеленей и видней.
Сколько еще остается в запасе Этих прозрачных стремительных дней? Солнце на миг осветило деревья, Мостик, плотину, лозу у пруда. Словно мое уходящее время, Тихо в затворе струится вода.
— Что общего в цветовой гамме стихотворений? Какой колорит преобладает? Аргументируйте свое мнение, анализируя «цветовую» лексику.
— Найдите в стихотворениях аллитерации и ассонансы. Какие звуки в них преобладают? Какие образы создаются при помощи звукописи?
— Проанализируйте «звуковую» лексику. В чем здесь общность и различие?
— Какое чувство доминирует в обоих стихотворениях? Почему лирическое «я» в обоих стихотворениях воспринимает осень почти одинаково?
— В чем философский смысл поэтических размышлений? Что общего в умозаключениях поэтов?
— Какой смысл приобретает в стихотворениях образ времени?
— В чем Жигулина-поэта можно считать преемником Бунина, а что их различает?
Группа 3. Сопоставьте стихотворения А. К. Толстого «Средь шумного бала…» и Г. Русакова «Когда играет духовой оркестр…».
Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи Люблю я усталый прилечь — Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя — я не знаю, Но кажется мне, что люблю!
Когда играет духовой оркестр щемящий вальс прабабушкинских залов, нездешних лет, давно забытых мест, воланов, кружев, вывозных невест, поручиков, а может, генералов — тогда на стыке тела и души, в какой-то самой беззащитной точке, на взмахе — ах, лети и не дыши, «Вы нынче несказанно хороши!» — сверкнет огонь и пробежит по строчке.
И там, на сходе этих двух начал такой укор, такая жаль чего-то — что старый вальс так быстро отзвучал, что я тебя тогда не повстречал… А нынче даже верить нет расчета.
— Как воспринимает каждый из поэтов ситуацию случайной встречи на балу?
Геннадий Русаков
— Можно ли утверждать, что главное настроение обоих стихотворений — грусть? Какие еще чувства вызывает каждое стихотворение?
— Как влияет на настроение каждого стихотворения то, что лирический герой первого повстречал на балу свою любовь, а лирический герой второго — не повстречал? Чем, по-вашему, можно объяснить лиризм первого стихотворения и скептицизм второго?
— Какие образы первого стихотворения нашли отражение во втором? Проанализируйте смысловые «пары» и выявите их сходство и различие:
«Тихие лирики»