Только человек ответственный за добро и зло
М. А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба Булгакову досталась тяжелая, в ней было много конфликтов, побед и поражений. Роман «Мастер и Маргарита» стал откровением великого писателя. До сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический, философский, психологический, а в главах роман-притча «Мастер и Маргарита». Его рассматривали и как результат мирового литературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни 20-х и 30-х годов и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя. Сам автор оценивал его как свое главное послание человечеству, свое завещание потомкам. Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель.
Но, на мой взгляд, основная тема романа — проблема добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Сначала понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин человечества: перевод в забвение добро неизбежно вызывает к жизни зло, они как свет и тень неразделимы.
В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом лице. Очевидно, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия — в Москву 30-х годов. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуют, не могут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих персонажей — автор отмечает те же вещи. Воланд «по виду — лет сорока с лишним», а Иешуа — двадцати семи, «под левым глазом у человека был большой синяк…», а у Воланда» правый глаз черный, левый почему-то зеленый, у Га-Ноцри в углу рта — ссадины с запекшейся кровью, а у Воланда был рот какой-то кривой, Воланд» «был в дорогом сером костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…», Иешуа предстает перед прокуратором одетым «в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта беретом. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства, достойным если не света (т. к. разочаровался в себе, на время сдался перед напором глупцов и лицемеров, посредством Маргариты вступил в сделку с дьяволом), то покоя. И это доказало, что Воланд не имеет власти увлечь в ад тех, кто стремится к истине, добру и чистоте. Считается, что главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но, вчитавшись внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж как-то очень гуманный.
Мне кажется, что Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель — установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: «Ну что же… они — люди как люди… Ну, легкомысленны, ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… — и громко приказывает: «Наденьте голову». И сразу мы наблюдаем, как люди дерутся за червонцы, что посыпались.
Напрашивается вывод, что «нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказывается карающим мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра». Я считаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью. Каждый человек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство людей идут не за голосом добра и истины, а за голосом зла и неправды. Но если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, что карает людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая.
Прочитав роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», я смогла понять то, что должен понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романе смог охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман «Мастер и Маргарита» — о ответственности человека за добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей любви и творчестве, которые возносят душу к высотам истинной человечности.
Только человек ответственный за добро и зло