Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Война и мир» — книга поисков, книга вопросов. Это развернутое философское размышление писателя о закономерностях человеческой истории и законы жизни. На конкретных жизненных примерах Л. Толстой старался объяснить причины исторических событий, «движение» истории, которые не могли объяснить историки. Он связывал это с проблемой свободы и необходимости. В таких сложных вопросах мы попробуем разобраться сегодня на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Комментирование отрывка из романа
Учитель. Прокомментируйте эту цитату: «над ним уже не было ничего, кроме неба — высокого неба, не ясного, а тем не менее безмерно высокого, с медленными серыми тучами на нем. «как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и бились; совсем не так, как со злыми и оробелыми лицами тянули друг в друга банника француз и артиллерист,- совсем не так ползут тучи по этому высокому бескрайнему небу. Почему же я не видел раньше этого высокого неба? И какой я счастливый, что познал его в конце концов. Да! Все ерунда, все заблуждение, кроме этого бескрайнего неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И хвалить Бога!..»» (В критические, переломные моменты жизни человек начинает ценить то, что имел, чего не замечал — радость жизни, чистое небо, тишину, успокоение).
2. Краткий пересказ и комментирование ключевых эпизодов II книги романа («сюжетная цепочка»)
(Ожидаемые ответы: Николай Ростов приезжает в отпуск — Пьера предает молодая жена Элен — разговоры в Английском клубе — дуэль Пьера и Долохова — весть о том, что князь Андрей убит — роды и смерть жены Андрея — возвращение Болконского из плена — Ростов проиграет значительную сумму у карты — встреча Пьера с масоном, увлечение его учением — князь Андрей решил больше не служить и обустроил свое с сыном имение в Богучаре — разговор князя Андрея с Пьером о смысле жизни — перестройки в имении князя Андрея — первый бал Наташи Ростовой — влюбленность князя Андрея — охота — ряженые — Николай Ростов извещает о своем намерении вступить в брак с Соней, мать отвечает отказом своей воспитаннице — неласковый прием Наташи у отца князя Андрея — разговор с княжной Марией — знакомство Наташи с Элен, увлечение ее братом Анатолем Курагиным — намерение Наташи убежать с Анатолем — срыв тайного венчания, болезнь Наташи — Пьер поддерживает Наташу).
IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Слово учителя
— Князь Андрей — один из любимых образов писателя. Просвещенный, благородный, гордый и честолюбивый, он был недоволен собственной жизнью, окружением, постоянно находился в поисках смысла бытия. Он прошел через увлечение Наполеоном и разочарование в нем, через любовь к Наташе и горькое переживание ее измены, через смертельное ранение, чтобы понять, что наибольшее счастье — это счастье любви ко всем людям всего мира.
2. Эвристическая беседа
— Каким мы видим Андрея Болконского в салоне Анны Павловны Шерер? (Разочарованным в окружающем мире, целенаправленным, волевым)
— Изменился ли князь Андрей во время службы в штабе Кутузова и почему? (Изменился, так как был на своем месте, нашел достойное себе занятие: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно бывшей неискренности, усталости и лености, он имел вид человека, который не имеет времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занят делом приятным и интересным»).
— Что думал князь Андрей накануне Аустерлицкой битвы? (Он больше всего желал славы: «…Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими… ради одного этого я живу»).
— Что понял Болконский, лежа тяжело раненым под высоким небом Аустерлица? (Что все ерунда, мелочное, быстротечное).
— Какие чувства вызвала встреча Болконского со старым дубом в Отрадном? (Желание жить)
— Почему Болконский стремился служить в действующей армии, а не при штабе, как ему предлагали? (Хотел живого дела, чтобы забыть свое горе: «Он весь был отдан делам своего полка, он проявлял заботу о своих людях и офицерах и был ласков к ним»).
— О чем жалел князь Андрей, получив смертельное ранение? (Что не понимал прежде любви, сочувствия и всепрощения, о которых говорила княжна Мария)
— Можно ли говорить о том, что в образе Андрея Болконского автор воплотил свою идею о «несопротивлении злу насилием»? (В определенной мере; возможны и другие мысли)
3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
— Какими являются социально-философские идеи романа «Война и мир»?
(Ожидаемые ответы: «Народ — движущая сила истории», «Народ — оберег национальной независимости, культуры и традиции», «Война и мир как два состояния жизни человека и народа», «Историческая роль широких масс (народа) и личности (Наполеон, Кутузов)», «Есть три формы единения людей: семья, народ, человечество»).
V. Закрепление знаний, умений и навыков
Приведите ярчайшие примеры того, как Л. Толстой в своем произведении широко использовал такие приемы, как внутренний монолог, пейзажи для изображения «диалектики души». (Монолог раненого Болконского под небом Аустерлица; монолог княжны Марии; пейзажные зарисовки неба, дуба и др.)
VI. Домашняя задача
Для всех: знать социофилософские идеи Л. Толстого, уметь характеризовать образ князя Андрея; прочитать III книгу произведения.
Индивидуальное: подготовить сообщение о Наполеоне, Кутузове.
VII. Итог урока
Учитель. История семьи Ростовых, Болконских свидетельствует о том, что «семейные узы», любовь, взаимоуважение и взаимопонимание наиболее крепко объединяют людей. Герои романа принадлежат к своей эпохе, живут одной жизнью со своим народом, находят в народных представлениях и верованиях моральную поддержку (вспомните Наташу Ростову на охоте и с ряжеными). Вместе с тем порывы к добру, сочувствие, осознание того, что каждый человек является частицей общего организма,- характерные особенности героев эпопеи. Рано или поздно каждый из них приходит к пониманию этих истин.
Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось