• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения на свободную тему > Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось

 

Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Война и мир» — книга поисков, книга вопросов. Это развернутое философское размышление писателя о закономерностях человеческой истории и законы жизни. На конкретных жизненных примерах Л. Толстой старался объяснить причины исторических событий, «движение» истории, которые не могли объяснить историки. Он связывал это с проблемой свободы и необходимости. В таких сложных вопросах мы попробуем разобраться сегодня на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Комментирование отрывка из романа

Учитель. Прокомментируйте эту цитату: «над ним уже не было ничего, кроме неба — высокого неба, не ясного, а тем не менее безмерно высокого, с медленными серыми тучами на нем. «как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и бились; совсем не так, как со злыми и оробелыми лицами тянули друг в друга банника француз и артиллерист,- совсем не так ползут тучи по этому высокому бескрайнему небу. Почему же я не видел раньше этого высокого неба? И какой я счастливый, что познал его в конце концов. Да! Все ерунда, все заблуждение, кроме этого бескрайнего неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И хвалить Бога!..»» (В критические, переломные моменты жизни человек начинает ценить то, что имел, чего не замечал — радость жизни, чистое небо, тишину, успокоение).

2. Краткий пересказ и комментирование ключевых эпизодов II книги романа («сюжетная цепочка»)

(Ожидаемые ответы: Николай Ростов приезжает в отпуск — Пьера предает молодая жена Элен — разговоры в Английском клубе — дуэль Пьера и Долохова — весть о том, что князь Андрей убит — роды и смерть жены Андрея — возвращение Болконского из плена — Ростов проиграет значительную сумму у карты — встреча Пьера с масоном, увлечение его учением — князь Андрей решил больше не служить и обустроил свое с сыном имение в Богучаре — разговор князя Андрея с Пьером о смысле жизни — перестройки в имении князя Андрея — первый бал Наташи Ростовой — влюбленность князя Андрея — охота — ряженые — Николай Ростов извещает о своем намерении вступить в брак с Соней, мать отвечает отказом своей воспитаннице — неласковый прием Наташи у отца князя Андрея — разговор с княжной Марией — знакомство Наташи с Элен, увлечение ее братом Анатолем Курагиным — намерение Наташи убежать с Анатолем — срыв тайного венчания, болезнь Наташи — Пьер поддерживает Наташу).

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

— Князь Андрей — один из любимых образов писателя. Просвещенный, благородный, гордый и честолюбивый, он был недоволен собственной жизнью, окружением, постоянно находился в поисках смысла бытия. Он прошел через увлечение Наполеоном и разочарование в нем, через любовь к Наташе и горькое переживание ее измены, через смертельное ранение, чтобы понять, что наибольшее счастье — это счастье любви ко всем людям всего мира.

2. Эвристическая беседа

— Каким мы видим Андрея Болконского в салоне Анны Павловны Шерер? (Разочарованным в окружающем мире, целенаправленным, волевым)

— Изменился ли князь Андрей во время службы в штабе Кутузова и почему? (Изменился, так как был на своем месте, нашел достойное себе занятие: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно бывшей неискренности, усталости и лености, он имел вид человека, который не имеет времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занят делом приятным и интересным»).

— Что думал князь Андрей накануне Аустерлицкой битвы? (Он больше всего желал славы: «…Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими… ради одного этого я живу»).

— Что понял Болконский, лежа тяжело раненым под высоким небом Аустерлица? (Что все ерунда, мелочное, быстротечное).

— Какие чувства вызвала встреча Болконского со старым дубом в Отрадном? (Желание жить)

— Почему Болконский стремился служить в действующей армии, а не при штабе, как ему предлагали? (Хотел живого дела, чтобы забыть свое горе: «Он весь был отдан делам своего полка, он проявлял заботу о своих людях и офицерах и был ласков к ним»).

— О чем жалел князь Андрей, получив смертельное ранение? (Что не понимал прежде любви, сочувствия и всепрощения, о которых говорила княжна Мария)

— Можно ли говорить о том, что в образе Андрея Болконского автор воплотил свою идею о «несопротивлении злу насилием»? (В определенной мере; возможны и другие мысли)

3. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

— Какими являются социально-философские идеи романа «Война и мир»?

(Ожидаемые ответы: «Народ — движущая сила истории», «Народ — оберег национальной независимости, культуры и традиции», «Война и мир как два состояния жизни человека и народа», «Историческая роль широких масс (народа) и личности (Наполеон, Кутузов)», «Есть три формы единения людей: семья, народ, человечество»).

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Приведите ярчайшие примеры того, как Л. Толстой в своем произведении широко использовал такие приемы, как внутренний монолог, пейзажи для изображения «диалектики души». (Монолог раненого Болконского под небом Аустерлица; монолог княжны Марии; пейзажные зарисовки неба, дуба и др.)

VI. Домашняя задача

Для всех: знать социофилософские идеи Л. Толстого, уметь характеризовать образ князя Андрея; прочитать III книгу произведения.

Индивидуальное: подготовить сообщение о Наполеоне, Кутузове.

VII. Итог урока

Учитель. История семьи Ростовых, Болконских свидетельствует о том, что «семейные узы», любовь, взаимоуважение и взаимопонимание наиболее крепко объединяют людей. Герои романа принадлежат к своей эпохе, живут одной жизнью со своим народом, находят в народных представлениях и верованиях моральную поддержку (вспомните Наташу Ростову на охоте и с ряжеными). Вместе с тем порывы к добру, сочувствие, осознание того, что каждый человек является частицей общего организма,- характерные особенности героев эпопеи. Рано или поздно каждый из них приходит к пониманию этих истин.



Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось

Другие сочинения по теме:

  1. «Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н «Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Настоящая жизнь»… Что же это такое, какую жизнь можно назвать...
  2. Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Война и мир Толстой Л. Н Образ «высокого неба» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Неправда, что у человека нет души. Она есть, и...
  3. Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том первый) Война и мир Толстой Л. Н Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том...
  4. Кутузов и Наполеон (по роману «Война и мир») Война и мир Толстой Л. Н Кутузов и Наполеон (по роману «Война и мир») Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего...
  5. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное («Война и мир») В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского,...
  6. Поиски героев романа «Война и мир» Смысл духовных поисков героев романа «Война и мир» заключается в том, что герои способные к духовной эволюции, которая, по Толстому,...
  7. Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Повествование о...
  8. Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роль пейзажа Пейзаж в романе «Война и мир» является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение...
  9. Какую жизнь называет Толстой настоящей? «Война и мир» — это роман о человеке и истории. Герои романа все время сталкиваются с необходимостью определить свое отношение...
  10. Размышления Л. Толстого о роли личности в истории в романе «Война и мир» Сочинение по роману «Война и мир». Главная мысль Толстого о том, что историческое событие — это что-то такое, что складывается...
  11. Мой любимый герой из романа «Война и мир» Л. Толстого Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, это имел целью Пьер Безухов, персонаж романа «Война и мир»....
  12. Рассказ о Безуховых в эпилоге романа «Война и мир» Были ли счастливы Безуховы? Наташа, как и Марья, поглощена семьей. Рассказывая о том, насколько «опустилась» Наташа после замужества, Толстой полемизировал...
  13. Образ родной земли, России в романе «Война и мир» Характерно, что во всем первом томе, пока война идет за пределами России, почти нет описаний природы. Лишь в самом конце...
  14. Любимая героиня Толстого Роман-эпопею «Война Любимая героиня Толстого Роман-эпопею «Война и мир» я прочитал незадолго до начала его изучения в школе. Уже читая роман, я...
  15. История в романе-эпопее Толстого «Война и мир» Громадный массив действующих лиц «Войны и мира» ярок и разнообразен. Но сразу ощущается его деление на две большие группы. В...
  16. Подвиг Болконского на Аустерлицком поле После Шенграбенского сражения князь Андрей почувствовал, что он может «найти смысл в этих толпах и мысль». Первый месяц на войне,...
  17. Нравственная оценка всех персонажей в романе «Война и мир» Эта мысль с замечательной ясностью выражена Пьером в конце романа. Пьер приходит к; осознанию ее в итоге долгих поисков смысла...
  18. Тема сочинения Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем Сочинение по русскому языку для 10 класса: Анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В жизни каждого человека...
  19. НАРОДНАЯ ВОЙНА В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (По роману «Война и мир») Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война...
  20. Андрей Болконский и Родион Раскольников Толстой Л. Н Андрей Болконский и Родион Раскольников Анна Ахматова писала: «Вы делаете ошибку, противопоставляя Толстого Достоевскому. Неверно. Они как самые высокие башни...
« Сочинение анализ на тему: Почему Мцыри бежал из монастыря?
Литература Германии в ХХ веке. Томас Манн (1875-1955) »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения