Томас Гарди один из крупнейших английских писателей конца начала XX века
Т. Гарди родился в небольшом Селении Хайер Бокэмптон, неподалеку от Дорчестера. Дорсет и близлежащие области, названные условно «Уэссчжсом»., составляющие юго-запад страны, — место действия многих произведений Гарди. Его отец, потомок рыцарского рода Ле Харди, провинциальный подрядчик, проявлявший склонность к созерцательности, увлекавшийся музыкой, по замечанию биографа «не владел искусством обогащения». Бабка Томаса помнила книги знаменитых писателей-просветителей Стиля, «Потерянный рай» Д. Мильтона, произведения С. Ричардсона и Г. Филдинга, отличалась независимым характером, вышла замуж вопреки воле отца. Мать Томаса унаследовала ее страсть к чтению, самостоятельному решению своей судьбы. Она была любознательной и одаренной женщиной и оказала большое влияние на сына. Т. Гарди учился в сельской и дорчестерской школах.
Молодой Гарди пытливо изучал контрасты Лондона, присутствовал на лекциях Ч. Диккенса. Постепенно накапливался большой запас знаний. Почти всю-жизнь писатель прожил в Дорчестере и был духовно связан е сельской Англией. Но он внимательно следил за событиями в стране и за ее пределами. Был противником англо-бурской войны (1899-1902), первой мировой войны. В 1920 г. Гарди подписался под манифестом международной организации «Кларто», инициатором создания которой был известный французский писатель А. Баргнос, и входил в состав его руководящего международного комитета. Положительно оценил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С пониманием отнесся к забастовочному движению английского пролетариата.
В 1926 г. Т. Гарди получил в Оксфорде ученую степень доктора. Похоронен в национальной усыпальнице — Вестминстерском аббатстве.
Ральф Фокс писал: «Нельзя любовно размышлять об английской деревне и об английской земле, если видишь, что эта земля не свободна, что наследие каждого англичанина бессмысленно уродуется и разрушается кучкой невежественных и бессовестных лендлордов. Гарди обладал даром увидеть зло, а Лоуренс нет, поэтому, хотя английский язык Лоуренса лучше, картины английской деревни, нарисованные Гарди,. производят куда большее впечатление».
Т. Гарди, завершая традицию английского реалистического романа, изменил традиционную форму романа за счет соединения различных способов изображения действительности. Гарди — новатор в разработке синкретической формы романа.
Особенно внимательно писатель следил за развитием категории трагического в литературе. Он прекрасно сознавал, что в современной жизни трудового народа не меньше трагического, чем оно изображалось ранее.
Г. Гарди интересовали не только драматизм и трагическое в жизни. Он стремился к широкому показу народной жизни. Романы Т. Гарди составили три цикла: «Романы изобразительные и экспериментальные» («Отчаянные средства», «Рука Этельберты», 1876; «Равнодушная», 1881); «Романы характеров и среды» («Под деревом зеленым», 1872; «Вдали от обезумевшей толпы», 1874; «Возвращение па родину», 1878; «Мэр Кестербриджа», 1886; «В краю лесов», 1887; «Тэсс из рода Эрбервиллей», 1891; «Джуд Незаметный», 1896); «Романтические истории и фантазии» («Голубьте глаза», 1872; «Старший трубач драгунского полка», 1880; «Дное на башне», 1882; «Любимая», 1892).
Высокие художественные достоинства, искренняя заинтересованность писателя судьбой народа и его лучших представителей привлекли к романам второго цикла особое внимание.
Писатель с большой теплотой рассказал о драматической истории батрачки Тзсс, очень искренней и обаятельной женщине, которую лицемерное буржуазное общество заставило жить в тяжелых условиях, толкнуло на преступление, а затем и казнило. Оно не могло простить ей внебрачного ребенка, бездушно отнесло к разряду падших женщин.
Создав запоминающийся образ Тэсс, автор смог раскрыть лучшие черты человека из парода, удивительной труженицы, помогавшей семье всю свою жизнь. Богато одаренная натура, она намного превосходит представителей состоятельных кругов. В поисках заработка Тэсс едет устраиваться на работу к богатым однофамильцам. Ее преследует Алек Эрбервилль, которому удалось вероломно соблазнить ее. Священник отказался окрестить ее внебрачного ребенка. Со смертью ребенка Тэсс еще сильнее чувствует свое одиночество. Она покидает родные места, уходя от лицемерных осуждений окружающих ее людей. На отдаленной ферме она впервые встречает человека — Э. Клэра, который ее любит, и она полюбила его всей душой.
Сын сельского пастора, Энджел Клэр нанимается в работники к фермеру Крику с желанием изучить сельское хозяйство и в дальнейшем стать мастером своего дела. На первый взгляд оп кажется человеком с широкими взглядами на жизнь.
Тэсс становится женой Клэра, но узнав о ее «позорном» прошлом, муж счел себя обманутым и, оставив Тэсс, уехал искать счастья в Бразилию. В юности он совершил «грехопадение», но это, не ставится в вину мужчине. Используя шекспировские принципы психологизма, Т. Гарди смог раскрыть характер я внутренний мир героини, которую он противопоставил античеловечному обществу.
Т. Гарди в своем романе расширил эпическую основу повествования с помощью разнообразных приемов драматургической техники. Он убедительно раскрыл формирование личности Тэсс как цельной трагедийной героини, ввел некоторые элементы мелодрамы. Большую роль сыграл мотив соблазнения, поражает удивительная пластическая завершенность каждой части романа. Т. Гарди, профессиональный художник, соединивший в себе литератора и живописца, своим творчеством доказал, как благотворно влияет взаимное воздействие литературы и живописи. Т. Гарди обладает живописным видением мира.
Томас Гарди один из крупнейших английских писателей конца начала XX века