Томас Мор и европейский утопизм
Томас Мор (1478-1535). Родился в семье небогатого лондонского судьи. Учился в Оксфордском университете. Там Томас изучал древних писателей и их труды. По окончании университета, он пишет латинские эпиграммы, сатиры, переводы поэтов греческой антологии и т. д. Когда на престол взошел Генрих8, Томас начал быстро подниматься по служебной лестнице. Во время поездки во Фландрию, Томас задумал и частично написал самое знаменитое из своих произведений — «Утопию», благодаря которому он может быть смело назван первым представителем утопического социализма. Свое произведение Томас посвятил другу Эразма, который ее и издал — Петру Эгидию. Слово «Утопия» Мор изобрел сам, что в переводе с греч означает «несуществующие, небывалое место».
Книга Мора состоит из бесед с неким Рафаилом Гитлодеем, который являлся спутником Америго Веспуччи, а после того, объездил много стран, в том числе побывал на острове «Утопия». В первой части книги — резкая критика современного социального устройства, во второй, в качестве примера — описание общественного устройства на острове Утопии. Форма произведения Мора не была новой в литературе того времени. До и во время ее создания уже были известны позднегреческие авантюрные романы-путешествия и легенды о «земном рае». Но в эпоху гуманизма эта форма преображается. Под пером Мора она получает новые черты и совершенно иную идейную устремленность.
Мор воспользовался трактатом блаженного Августина «О граде божьем», построенный как «Утопия» на противопоставлении идеального и греховного государственного устройства классическую литературу, в особенности сочинения Платона английскую действительность, как источниками новых идей. Основную причину охватившего Англию бедствия, Мор усматривает в частной собственности, при существовании которой не может быть ни справедливости ни общественного благополучия. А из всех форм частной собственности, самая ужасная — деньги. В «Утопии» просматриваются архаические черты. Дальнейшее творчество Мора не так интересно.
Его «История Ричарда 3» осталась незавершенной, однако, этот труд является одним из первых образцов новой английской гуманистической историографии. Однако всоре Мору изменила удача. Когда король Ричард 3 вступил на путь реформации, Мор отказался присягнуть ему как главе англиканской церкви, не поддержал и его развод с Екатериной Арагонской. За что он был арестован и казнен.
Кристофер Марло (1564-1593) — один из талантливейших предшественников Шекспира. Он был сыном бедного башмачника. Но смог поступить в Кембриджский университет, где он получил степень бакалавра, а позднее магистра. Затем увлекся театром, вероятно, сам некоторое время был актером, приехал в Лондон и целиком отдался творчеству. Он вращался в кружках писательской богемы, где скоро завоевал репутацию опасного вольнодумца и атеиста. Жизнь Марло малоизвестна. Он был убит в одной из лондонских таверн при загадочных обстоятельствах.
В творчестве Марло достаточно ясно раскрывается гуманистическое и реалистическое мировоззрение. Марло создал героическую трагедию сильной личности, дерзновенные мысли и волевые устремления которой являются центром драматического действия. Его первая пьеса «Тамерлан Великий» принесла Марло славу. Пьеса, в которой все действия были объединены сильной и волевой фигурой Тамерлана — долго с успехом ставилась в театрах. Марло был писателем, обработавшим в драматической форме легенду о Фаусте, изложенную незадолго до того в немецкой народной книге. Пьеса его «Трагическая история жизни и смерти д-ра Фауста», написанная, вероятно, около 1588-1589гг, значительно изменяет философский и нравственный смысл предания. Фауст у Марло = Тамерлану. Он отдает душу дьяволу за знания, земную радость и власть. Фауст не стремится к власти только ради утехи, отнюдь, он мечтает о создании ряда университетов и покорении соседних стран. Мефистофель не похож на чертей средневековых легенд, в нем нет никаких комических черт. Это дух «изнемогающий от страдания», носящий ад в своем сердце, но и мятежник против божественных сил. Он является к Фаусту потому что тот как и Сатана хулит Бога.
Центральный образ пьесы Марло «Мальтийский еврей» — Варавва — мстительный злодей, стяжатель и хищник, все человеческие свойства которого носят отрицательный х-р. Он такая же титаническая фигура. Как другие герои Марло, но он злодей и все чего он добивается сделано против всяких принципов чести. (В прологе Макиавелли). Марло также принадлежит историческая хроника «Эдуард2», которая по своей технике и зрелости мастерства приближается к историческим хроникам Шекспира. В ней нет титанических характеров и сверхчеловеческих страстей. Здесь чувствуется более полное и глубокое восприятие действительности. Это одно из важнейших произведений Марло на пути к утверждению реализма в «елизаветинской» драме.
Марло оказал огромное влияние на Шекспира и других драматургов того времени. Шекспир перенял у него не только белый стих, который благодаря Марло окончательно утвердился в английской драме, но и многие идейные особенности, и стилистические приемы его пьес.
Томас Мор и европейский утопизм