«Тонкий скептицизм» чеховской прозы
«Чехов овладел своим представлением жизни» и освещает ее с «высшей точки зрения», — написал М. Горький в 1900 году в статье по поводу рассказа Чехова «В овраге». А в воспоминаниях о нем писатель тонко подмечает черты поэтики зрелого Чехова: «Это часто бывало у него: говорит так тепло, серьезно, искренно и вдруг усмехнется над собой и над речью своей. И в этой мягкой, грустной усмешке чувствовался тонкий скептицизм человека, знающего цену слов, цену мечтаний».
З Адача уроков в 10-м классе — помочь школьникам увидеть этот «тонкий скептицизм» в очень разных произведениях; определить, чем отличаются эти произведения от других.
Повесть «Скучная история» написана в период духовного кризиса писателя. В критике не было однозначной оценки повести, так как она противоречива, в ней нет готовых ответов. Сам Чехов писал А. Плещееву: «Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно у меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность.
Вернее, боюсь написать глупость» . Ему же в письме от 30 сентября: «Мой герой — и это одна из его главных черт — слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих и в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе».
Критика встретила повесть по-разному, но все отмечали ее необычность: «…у Вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь…» . «Некоторые говорят даже, что это лучше всего Вами до сих пор написанного. Другие, что повесть оставила глубокое впечатление; третьи, что это совсем ново, и, наконец, что это выдающаяся вещь в «Северном вестнике» за весь год» .
Перед уроком возможно Опережающее домашнее задание, включающее подготовку небольших сообщений.
1. Расскажите о духовном кризисе писателя.
2. Прокомментируйте письма А. Н. Плещеева и А. П. Чехова. О каких особенностях повести они говорят?
3. Найдите возможные прототипы героев повести.
Вопросы для обсуждения на уроке
1. В чем своеобразие этой повести? Почему она вызвала такие отклики? Каковы особенности ее формы и композиции?
2. От чьего лица ведется повествование?
3. Зачем автор использует повествование от первого лица?
4. В каких двух временных планах ведется повествование? Как показано прошлое и настоящее?
5. Почему в повести так много философии? Зачем вводятся размышления о литературе, театре?
6. Почему профессор переоценивает свою жизнь, «просматривает» ее заново?
7. Как получилось, что прожитая жизнь вызывает у него чувство отчаяния?
8. Почему он так резок в оценке себя и окружающих? Найдите эти оценки и прокомментируйте их.
9. Что заставляет его видеть все в черном цвете?
В результате обсуждения текста школьники могут составить схему отношений героя с людьми и с предметами. Смотря на мир, герой испытывает различные ощущения, большей частью болезненные:
— жена ,
— дочь, сын ,
— университетские ворота ,
— дворник ,
— сад ,
— швейцар Николай ,
— прозектор Петр Игнатьевич ,
— лекции ,
— товарищ,
— студент, не сдавший экзамен ,
— молодой доктор, пришедший за темой для диссертации ,
— Катя ,
— Гнеккер, жених дочери .
Итоговые вопросы
— Как раскрывается герой во взаимоотношениях с другими лицами?
— Когда, с кем он испытывает положительные эмоции?
— Как профессор реагирует на просьбы вообще и особенно близких людей?
— Катя ищет у него помощи, совета, как у старшего, учителя молодежи. Как он отвечает ей?
(Что ж я могу сказать? Ничего я не могу. Ничего я не могу сказать тебе, Катя.
По совести, Катя, не знаю… Давай, Катя, завтракать.)
Выводы. В финале повести есть такие слова: «Я хочу, чтобы наши жены, Дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Но герой не сумел так прожить, чтобы около него было тепло близким людям.
И поэтому так печален итог: «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искушенный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека… Я побежден».
Повесть «Черный монах» с элементами фантастики и мистики — одно из самых загадочных произведений писателя. Л. Н. Толстой, прочитав, воскликнул: «Это прелесть! Ах, какая прелесть!»
Сам же автор, отвечая на упреки в том, что он сам, наверное, болен, раз пишет такие произведения, говорил в письме к Суворину от 25 января 1894 года: «…Если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. «Черного монаха» я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же, несущийся через поле, приснился мне».
В эти годы Чехов создает своеобразных героев, сложных, неоднозначных.
Вопросы для обсуждения
1. Кто такой Коврин? Магистр философии, которому является Черный монах? Сумасшедший?
Или гений, способный общаться с другим миром?
2. Почему мы долго не можем понять, кто же он?
3. Какую роль играет природа для понимания авторского отношения к героям? Найдите описания природы и прокомментируйте их.
4. Сравните два мира: мир Песоцких и мир Коврина. Как вы к ним относитесь?
«Тонкий скептицизм» чеховской прозы