«Тошнота», анализ романа Сартра
«Тошнота» была написана Жан-Полем Сартром в 1938 году, во время пребывания писателя в Гавре. По своему жанру это произведение относится к философскому роману. В нем производится анализ классических проблем, присущих экзистенциализму как литературному направлению: осмысление субъектом категории существования и вытекающие из него положения абсурдности человеческой жизни, ее бессмысленности и тяжести для мыслящего сознания.
По своей форме «Тошнота» представляет собой дневник тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. В нем герой тщательно и подробно описывает свое открытие категории существования окружающего его мира и себя, как его составной части. Живущий на ренту и занимающейся историческими изысканиями, персонаж избавлен писателем от необходимости трудиться, а значит — быть погруженным в социум.
Антуан Рокантен живет один. В прошлом у него была большая любовь с Анни — актрисой, помешанной на создании «совершенных мгновений». В настоящем герой еще только приближается к пониманию того, что же это такое.
Время для Рокантена — важная сторона существования. Он чувствует его, как череду мгновений, каждое из которых тянет за собой другое. Необратимость времени он ощущает как «чувство приключения», а себя в такие минуты видит «героем романа». Периодами Рокантен воспринимает время как емкую субстанцию, в которой вязнет окружающая реальность.
Глядя на события, происходящие в настоящем, герой понимает, что ничего, кроме текущего времени нет и быть не может: прошлое давно исчезло, а будущее — бессмысленно, потому что в нем не происходит ничего важного. Но что больше всего пугает Рокантена — так это окружающие его предметы и его собственное тело. С каждой новой записью он все глубже проникает в суть вещей и понимает, что они ничем не отличаются друг от друга: красная скамейка трамвая вполне может быть издохшим ослом, а его рука — шевелящим лапками крабом. Как только предметы начинают терять свои имена, на героя наваливается вся тяжесть познания.
Подступающая к нему Тошнота — это «бьющая в глаза очевидность», с которой ему сложно примириться.
Композиция романа отличается логичностью выстраиваемых художественных эпизодов, вырастающих к финалу в классические философские рассуждения о существовании. Стиль «Тошноты» тесно связан с общим ходом повествования: в начале он напоминает дневниковые записи обычного человека, затем перерастает в историческую публицистичность, затем приобретает черты обычного художественного стиля и заканчивается четкими философскими положениями, выражающими основные выводы, к которым пришел главный герой произведения:
Он чувствует себя лишним и понимает, что даже смерть не изменит этого состояния, поскольку его мертвая плоть будет такой же лишней; Существование — мира и человека — не имеет причин, а значит и лишено смысла; Весь ужас существования в том, что оно уже есть — в мире существует даже то, что не хочет существовать, поскольку просто «не может не существовать».
Осознание героем этих простых истин завершается пониманием его одиночества, свободы и, как следствие, духовной смерти. В Бога Рокантен не верит, человеческому обществу — не принадлежит, а любовь в лице Анни для него навсегда потеряна, поскольку она уже давно пришла к выводу о том, что нет в мире «совершенных мгновений», а она — самый обычный «живой мертвец». Такие же одиночки, как и он сам, ничем не могут помочь Рокантену. Таким людям скучно друг с другом. С одиночками же склада Самоучки герою просто не по пути, поскольку он относится к людям равнодушно: он их не любит, но и не ненавидит.
Люди для Рокантена — это всего лишь еще одна субстанция бытия.
Выход из состояния Тошноты герой находит в творчестве. Слушая на протяжении всего романа старую пластинку с песней Негритянки, Рокантен как будто возносится над временем. По его мнению, музыка не принадлежит общему существованию. Она — сама по себе, как чувство, как эмоция, как порыв души.
И именно через музыку герой приходит к мысли о том, что преодолеть тяжесть окружающего мира можно, написав книгу, которая покажет людям прекрасную часть существования.
«Тошнота», анализ романа Сартра