Традиции и новаторство драматургии Марка Кропивницкого
Марк Кропивницкий вошел в историю украинского искусства как великий актер и талантливый режиссер, драматург, автор популярных песен. Он сам создавал декорации к спектаклям, увлекался живописью. Но особенно глубоко раскрылся его талант в драматургии. Он автор десятков пьес. Иногда они писались быстро, лихорадочно, чтобы удовлетворить репертуарный голод, и потому часто после премьеры драматург снова правил, изменял, вычеркивал. Но, несмотря на это, и сегодня его пьесы представляют украшение репертуаров многих театров. Самым выразительным признаком его драм было гармоничное объединение украинской этнографии с актуальными проблемами общественной жизни, где выразительно раскрывалась тяжелая и вместе с тем высокодуховная народная жизнь.
Пьеса М. Кропивницкого «Дай сердцу волю, заведет в неволю» знакомит нас с группой сельской молодежи середины XIX столетия. Ее очень интересно читать, так как все время напрашиваются параллели с современной действительностью. Что-то сегодня кажется наивным, к чему-то хочется внимательно прислушаться. Например: «Будем же гулять честно, тихо и смирно, как нужно честному и уважаемому юноше, так, как гуляли наши деды и родители… Хозяйку на вечерницах уважать, как мать, с девушками вести себя с уважением; и не забывать, братья, что честная девушка — это есть красота и честь всего села». На протяжении всей пьесы Кропивницкий доказывает, что самое главное — это верность своим моральным законам. Их придерживались наши прадеды долгие столетия, и к ним нам необходимо возвращаться. Мотивы любви барича с крестьянской девушкой, которая заканчивается для нее трагически, мы находим в пьесе Кропивницкого «Пока солнце взойдет, роса глаза выест».
Она читается на одном дыхании, так как наполнена динамичностью в развитии событий, характеры героев изображены очень колоритно, жизненно. Пьеса похожа извне на мелодраму — такой ее делают преувеличенные страсти, драматические эффекты во время изображения препятствий на пути к счастливой жизни Оксаны и Бориса. И крестьянская дочь Оксана, которая стремится научиться грамоте, и Горнов, новый тип интеллигента, которому близки народнические идеи, и приспособленец и оборотень Гордой Поваренко — все они реалистически изображены на фоне сельской жизни и отношений бедности с богачами. Марк Кропивницкий раскрывается перед нами как глубокий психолог в социально-бытовой драме «Мироед, или Паук».
Он очень выразительно изобразил сельского ростовщика, что дает основания назвать эту социальную пьесу высочайшим достижением драматургического наследия художника. В ней воспроизведена одна из типичных ужасных трагедий дооктябрьской действительности — гибель молодой женщины из-за коварности представителей господствующего класса.
Сперва мне показалось, что Кропивницкий обратился к показу традиционного любовного «треугольника», но углубившись в текст, я понял, что, хотя любовной теме и отведено много места, но она сыграет лишь вспомогательную роль. Главное — раскрытие психологии новоявленного эксплуататора как олицетворение темной силы на селе: «На что же и деньги тебе, на бесовского отца они, когда на них нельзя купить весь мир?». В конце пьесы гибнет Елена, чьи мысли и мечты о счастливой жизни разбиваются о стены социальной несправедливости. Бычка убивает Андрей, который берет этот грех на душу, чтобы подвергнуть наказанию за подлость хищника-лицемера.
Жаль страдалицу Елену и трудолюбивого Андрея, на долю которых выпали тяжелые испытания. Наверное, в том и заключается непревзойденный талант М. Кропивницкого, что его пьесы после прочтения еще долго бередят душу, вынуждают задуматься над действительностью, над нормами морали и собственной жизнью.
Традиции и новаторство драматургии Марка Кропивницкого