Традиции народной сказки в «Малахитовой шкатулке»
Сочинение по сказке Бажова «Малахитовая шкатулка». Многообразны традиции народной сказки в «Малахитовой шкатулке». Здесь и приемы перехода от реального к фантастическому, троекратные повторы эпизодов, контрастные образы различных общественных и нравственных сил. Резко контрастны, например, образы в «Хрупкой веточке» и «Таюткином зеркальце». В своих сказах Бажов наделяет людей труда положительными, а представителей господствующих классов — только отрицательными качествами. Владельцы заводов, их прислужники всех мастей и рангов изображаются в «Малахитовой шкатулке» в резких сатирических тонах, гротескно: уродлив их внутренний мир, уродлива и их внешность (образы приказчиков Северьяна, Яшки Облезлого, заграничной барыни, заводчика Турчанинова и др.).
Новизна и оригинальность «Малахитовой шкатулки» во многом обусловлены и особенностями ее фантастики. Для сказов об историческом прошлом рабочих более естественными и органичными были фантастические формы, сложившиеся в условиях самой фабрично-заводской действительности. Эти формы Бажов и черпал в рабочих преданиях и легендах. Он раскрыл и причины их возникновения. Например, «образ ящерицы как воплощение Хозяйки горы достаточно ясен для всякого, кому случалось видеть выход углекислой меди или ее разлом. По цвету, а иногда и по форме здесь сходство очевидно»,- писал Бажов. Он отмечал, что синий туман над некоторыми месторождениями драгоценных камней подсказал горняку фантастический образ бабки Синюшки, блики заката в горах — образ Великого Полоза, золотые вкрапления в кварце — образы змеевок. Писатель считал необходимым сохранить всю эту специфику рабочего фольклора.
Глубоко разработал Бажов тему труда-творчества, труда-искусства в цикле сказов о камнерезе Даниле и его сыне Мите («Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка»). В этом цикле прослежен весь путь крепостного рабочего-художника, весь процесс его духовного развития. Данила с детских лет остро чувствует красоту природы, воспринимает ее во всем богатстве красок, удивительно ярко о ней рассказывает. Отданный в учение мастеру Прокопьичу, Данила вынужден тратить свои душевные силы и талант на изготовление по барскому чертежу изощренно-безвкусной малахитовой чаши «со всякими штуками». «Неживой» получается у Данилы и задуманная им самим по образцу «дурман-цветка» малахитовая чаша.
И все же правы исследователи бажовских сказов, подчеркивавшие в образе камнереза Данилы благородство, духовную цельность и красоту. Этот образ «зовет к одухотворенному высокими целями творчеству». Ведь во имя этого творчества, мечтая «полную силу камня самому поглядеть и другим показать», отказывается Данила от всего личного и уходит от родных и близких ему людей в волшебное царство Хозяйки Медной горы. Уходит, чтобы овладеть секретами высокого мастерства. Живой, творческий труд наполняет радостью и дает ощущение подлинного человеческого счастья и другим героям бажовских сказов. С детских лет, оказывается, «на выдумки мастер» и сын Данилы — Митя. Но в отличие от отца он не копирует, не подражает природе, а стремится воплотить ее в оригинальных художественных образах. Поэтому так правдоподобна и так поэтична «хрупкая веточка» с ягодами крыжовника, выточенная Митей. Хозяйке Медной горы незачем показывать Мите готовые образцы искусства. Она лишь помогает ему найти необходимый материал для изготовления задуманной им вещи. Митя преодолевает в своем творчестве ремесленничество и натурализм.
И совсем другое мы читаем, когда речь идет о рабочих. Бажов пишет о Тане — дочери горняка Степана: «Красавица, про каких только в сказах сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые». Идеальны и портреты бажовских волшебниц, олицетворяющих характеры русских женщин. Хозяйка Медной горы превращается в «девицу красоты неописанной», а бабка Синюш-ка — «красной девкой оборачивается»: «А пригожая эта девчонка — и сказать нельзя». Все это, как и мотивы борьбы добра и зла в произведении, навеяно народной волшебной сказкой. Но борьба эта наполнена социально-историческим содержанием, Отражает конкретные классовые противоречия и конфликты. В торжестве умельцев над враждебными силами писатель воплотил мечту рабочих «об иных временах, иных условиях жизни». Эту мечту, связующую прошлое и нашу современность, с замечательной ясностью выразил дед Слышко в сказе «Дорогое имячко»: «Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые расти станут».
Большую роль в сказах Бажова играет повествователь. Смена рассказчиков в «Малахитовой шкатулке» соответствует смене изображаемых исторических периодов. Каждую эпоху представляет новый повествователь: о старой жизни он рассказывает по преданию, от имени крепостного рабочего, о действительности, более близкой к нам, и о современности — как свидетель, а порой и участник событий, о которых идет речь в том или ином произведении. Повествователь передает в произведении своеобразие времени — его идейных устремлений, языковых форм. Например, у деда Слышко свой стиль речи, особый синтаксис и Особая лексика (он широко использует образные выражения рабочих, терминологию различных производств). Старый рабочий, человек большого жизненного опыта, дед Слышко «изнутри» раскрывает социально-психологический и нравственный облик людей своего класса. Ему «поручает» Бажов характеризовать людей и их отношения, в его уста вкладывает оценки самых разнообразных явлений жизни. Рассказывая о бурных событиях начала XX века, («Солнечный камень», «Богатырева рукавица», «Орлиное перо», «Далекое глядельце» и др.), Бажов соответственно рисует и новый образ повествователя — человека нового мировоззрения.
Традиции народной сказки в «Малахитовой шкатулке»