• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Трагедия Анны Каренины

 

Трагедия Анны Каренины

«Если кто несчастен, так это я…» В процессе работы Толстой последовательно возвышал образ Анны, наделяя ее не только физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда у героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью.

Моральная чистота и нравственная Порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения. Она открыто уходит от нелюбимого мужа к Вронскому. Это стало причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества.

Вместе с тем писатель, сделавший, казалось бы, все, чтобы возбудить в читателе чувство очарования героиней романа, вовсе не воспринимает ее как идеал. Только в самом начале произведения «неудержимая радость и оживление» сияют на лице Анны. Затем ее душевное состояние отмечено совсем другими признаками: подозрительностью, озлоблением, отчаянием, ревностью. Этому соответствует и система эпитетов, применяемая Толстым: «мучительная краска стыда», «когда-то гордая, а теперь постыдная голова», счастье, оплаченное «страшною ценою стыда», и т. д.

Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство. Трагическое ощущение своей вины ее не оставляет. Писатель незаметно и постепенно подготавливает нас к неминуемой трагической развязке. Лицо Анны, пишет он, «блестело ярким блеском», который напоминал «страшный блеск пожара среди темной ночи».

Огонь становится символом. Любовь Анны воспринимается как ужасный пожар, выжигавший все вокруг.

Отношение писателя к Анне отличается немалой сложностью. Помните, Тургенев писал о своем Базарове: «Люблю я его или ненавижу — я и сам не знаю»? Нам кажется, что и Толстой вряд ли смог бы однозначно ответить на вопрос: относится ли он к своей героине с симпатией или антипатией?

Некоторые критики называли позицию Толстого то «прокурорской», то «адвокатской». Литературовед Э. Г. Бабаев считает, что отношение автора к Анне Карениной скорее можно назвать отцовским, чем судебным: писатель скорбел над судьбой своей героини, любил и жалел ее; если же он и сердился на нее, то так, как сердятся на близкого человека.

Согласны ли вы с таким истолкованием авторской позиции? Не спешите с ответом, подумайте, не поможет ли вам в решении этого сложного вопроса эпиграф, предпосланный роману: «Мне отмщение, и аз воздам»? Приблизительно эти слова переводятся так: за зло, причиненное мне , отплачу я сам.

Кто это говорит? Бог. Только он один может судить людей, устанавливать их вину, наказывать их.

Он — но не люди.

В одной из последующих книг, написанных уже после «Анны Карениной», Толстой скажет: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. «Мне отмщение, и аз воздам». Наказывает только Бог, и то через самого человека».

Нет у Бетси Тверской — да и не только у нее — морального права судить Анну. Но даже если только один Бог «воздаст» Анне, то все-таки — за что? За то, что она нарушила какие-то даже не человеческие, а Божьи законы?

В конце романа Долли Облонская оказывается в гостях у Анны . Там Долли была поражена всеобщей атмосферой ненатуральности. Ей все время казалось, что она участвует в каком-то театральном представлении.

Для Толстого существуют неизменные критерии в оценке любых явлений действительности, мыслей и поступков людей: естественность и искусственность, жизнь и игра. И то, что обстановка жизни Анны носит отпечаток искусственности, является явным сигналом тревоги.

Казалось бы, все желания Анны сбываются. И вдруг обнаруживается, что как раз в полноте осуществившихся желаний заключается какая-то непонятная ущербность, неизвестно откуда взявшаяся трещина. Не случайно Вронский, как пишет Толстой, «несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив».

Нечто подобное ощущает и Анна. Она пишет книгу для детей, интересуется архитектурой, строящейся больницей, много читает. Но все это всего лишь попытка забыться — это игра, притворство, самообман.

К чему же приходит в итоге героиня романа? Разрушив одну семью , она не создала другой семьи, ибо с Вронским Анна ощущала себя только любовницей — не больше. Очень легко говорить о вине светского общества перед Анной , о вине Алексея Каренина и Алексея Вронского.

Но нет ли вины ее самой перед тем же Карениным и перед Вронским, перед маленькими Сережей и Аней?

Путь Анны — это путь потерь, а не приобретений. Толстой неумолимо приводит героиню романа к тому, что она утрачивает всех и все: мужа, сына, возлюбленного, самоуважение, надежду… С беспощадной откровенностью Анна говорит сама себе: «Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой. Ну?

Я получаю развод, Алексей Александрович отдаст мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского… Что же, Кити перестанет так смотреть на меня, как она смотрела нынче? Нет.

А Сережа перестанет спрашивать или думать о моих двух мужьях? А между мной и Вронским какое же я придумаю новое чувство? Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мучение?

Нет и нет!» И тогда Анна делает свой выбор…

Настоящее произведение искусства всегда вызывает споры . До сих пор идет полемика о романе Толстого, о его героине. И для того чтобы дать вам отправную точку для спора, приведем высказывание Марины Цветаевой из ее книги «Мой Пушкин».

Имея в виду пушкинскую Татьяну и толстовскую Анну Каренину, Марина Цветаева писала: «Да, да, девушки, признавайтесь первые и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почетных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них — и вы будете тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего не осталось, как лечь на рельсы».



Трагедия Анны Каренины

Другие сочинения по теме:

  1. Трагедия Анны Карениной Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И...
  2. Проблема жанра «Анны Карениной» На примере «Анны Карениной» хотим показать, как неправильное восприятие жанра художественного произведения может привести к ошибочному истолкованию его содержания. Многие...
  3. Тема сочинения Противоречивый образ Анны Карениной Есть ли в мире человек, который остался бы равнодушным, читая роман «Анна Каренина»? Думаю, что нет. Ведь речь идет не...
  4. Действующие лица сцены в салоне Анны Павловны Шерер В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Это можно сказать о «Мертвых душах», «Преступлении и наказании»,...
  5. Идейно-композиционное значение сцены в салоне Анны Павловны Шерер в романе Л. Толстого «Война и мир» В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Это можно сказать о «Мертвых душах», «Преступлении и наказании»,...
  6. Образ Анны Павловны Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман-эпопея «Война и мир» — одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много...
  7. Размышления об образе Анны Карениной Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и...
  8. Жизненный путь Анны и Левина в романе «Анна Каренина» Создавая новый роман, Толстой уже знал, что семейное счастье не спасает от мучительных размышлений над философскими, социальными и нравственными вопросами...
  9. Творчество Анны Зегерс Творчество Анны Зегерс -одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и...
  10. «Проблемы семьи» и образ Анны Карениной В романе «Анна Каренина» Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор. Он ставит...
  11. Образ Анны Карениной в «Анне Карениной» Л. Н. Толстой написал Роман в 1873 — 1878 годах. Это было время после крестьянской реформы 1861 года. В жизни...
  12. Пронзительная лирика Анны Ахматовой Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией...
  13. «Моцарт и Сальери»,- вторая маленькая трагедия Пушкина — трагедия зависти Фигура Сальери, антагониста Моцарта, исполнена «несомненного трагического величия». «Реакция его на музыку Моцарта изумительна по своей неожиданности и трагической силе»....
  14. Тема любви в поэзии Анны Ахматовой Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией...
  15. Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла Англия вступила в критический период своего существования. В стране обострялись социальные конфликты, нарастала оппозиция абсолютизму, приближались бури пуританской революции. Вместе...
  16. Судьба россии в поэзии Анны Ахматовой Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в...
  17. «Романность» лирики Анны Ахматовой Поэзия Анны Ахматовой периода ее первых книг — почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в...
  18. «Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение 30-е годы для Анны Ахматовой — пора наиболее тяжких испытаний. Через десять лет начнется ужасная вторая мировая война. Но и...
  19. Особенности поэтического мира Анны Ахматовой Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор, к смерти все готово… Всего прочнее на земле печаль И дрлговечней царственное слово....
  20. Поэзия Анны Ахматовой и поэты «серебряного века» Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает...
« Раневская, Гаев, Лопахин — кто лучше
Профессия моего отца »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения