Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина «Русалка»
«Русалка» — опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба девушки из крестьянской среды, соблазненной и брошенной князем, не только случай, типичный для Древней Руси и вошедший в народные предания, но не менее распространенный и во времена самого поэта. Возможно, ему хотелось также создать подлинно народную драму, полусказку, полубыль, которую можно было бы противопоставить тем псевдонародным театральным представлениям о русской народной старине и драматургическим переделкам карамзинской «Бедной Лизы», которые входили еще с конца XVIII в. в разных жанрах в репертуар русского театра.
«Сцены из рыцарских времен» примыкают к произведениям Пушкина о судьбах крепостного крестьянства, о социальных противоречиях феодального общества, которые Пушкин изучал и в западноевропейской истории. Работа над «Сценами из рыцарских времен» относится к 1834-1835 гг., времени «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки». С последними «Сцены» сближаются эпизодом восстания крестьян против феодалов. Пушкин глубоко проникает в психологию бунтующих крестьян, которые при неудаче быстро падают духом и разбегаются. Видимо, за социальную остроту и рельефность типов в «Сценах из рыцарских времен» Чернышевский считал, что они «должны быть в художественном отношении поставлены не ниже «Бориса Годунова», а быть может, и выше».
Глубоко народным поэтом Пушкин выступает и в своих сказках. В 1830 г. Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде», а затем «Сказку о царе Салтане» (1831), «Сказку о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказку о золотом петушке» (1834). В сказках отражена мудрость народа, его представления о добре и зле, его поэтическая фантазия. Источник пушкинских сказок — народное творчество. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — восхищенно говорил Пушкин о русских народных сказках.
Начало 30-х годов ознаменовалось крупными историческими событиями, привлекшими пристальное внимание Пушкина к социальным и политическим вопросам. В июле 1830 г. во Франции произошла революция, вызвавшая сочувственный отклик почта. К этому же году относятся занятия Пушкина историей французской революции конца XVIII в. В ноябре началось польское восстание, глубоко взволновавшее поэта. Его возмущали те угрозы войны, которые шли по адресу России из Западной Европы ВО все время польского восстания.
В 1831 г. Пушкин начинает работу над романом «Рославлев» из эпохи 1812 г. В написанных первых главах романа словами его героини, патриотически настроенной девушки Полины, поэт дает высокую оценку подвигу русского народа в войне 1812 г. Другой важной идеей, которую Пушкин развивал в романе, была защита от нападок реакционной литературы дела декабристов, как подлинно патриотического и прогрессивного. В то же время в «Рославлеве» Пушкин разоблачает антипатриотическое поведение дворянского общества в 1812 г., характерное и для 1830-1831 гг. Работа Пушкина над романом была одним из эпизодов борьбы поэта с антинациональными, космополитическими настроениями дворянской знати, ее преклонением перед всем иностранным. «Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда», писал Пушкин Вяземскому еще в 1826 г., говоря о светском обществе.
В 30-х годах Пушкин много работал над критическими статьями. В его критических выступлениях в те годы по-прежнему проводится идея сближения русской литературы с действительностью, с современностью. Важной задачей русской литературы Пушкин считал развитие повести и романа как жанров демократических, доступных широким кругам читателей. С удовлетворением отмечал поэт реалистические тенденции в беллетристике того времени, в ранних произведениях Гоголя, в повестях Павлова. Пушкин отмечал, что «повести и романы читаются всеми и везде». «Наш век — век романа»,- пишет в 1835 г. и Белинский. Определяя сущность современного ему романа, Пушкин писал в 1830 г.: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании»
Этой формулой Пушкин определял не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени Пушкин видел в принципе историзма. Этим роман XIX в. действительно глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе. Другую особенность романа Пушкин находил во всестороннем изображении жизни и характера человека.
Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина «Русалка»