Трагическая судьба народа в творчестве Александра Довженко
Как настоящий художник, Александр Довженко безгранично любил свой украинский народ, судьба которого глубоко волновала художника. Писателя захватывало то, что несмотря на темноту и бедность, украинскому народу удалось сохранить чистоту душ, волелюбимость и высокую мораль. О трагизме народной судьбы, испытания и страдания во время Второй мировой войны, с жгучей болью и гневной страстью говорит А. Довженко в киноповести «Украина в огне» и «Дневник».
Эти произведения являются гневным осуждением тоталитарной системы, которая бросила на произвол судьбы единый народ. Поражают своей правдивостью горькие слова Христи , которой предъявляют обвинение в сотрудничестве с врагом и измене. Она спрашивает у своих судей, где можно было поучиться гордости и патриотизму, когда на войне «все добродетели женщины мерились на трудодень и свекольные центнеры».
Александра Довженко приводило в негодование и то, что в Украине не изучалась собственная история. Это «где же и рождаться, где плодиться дезертирам, как не у нас. Где расти слабым духом и продажным человеком, как не у нас», — с горечью записывает Довженко в дневнике 14 апреля 1941 года. Как по тем временам, подобные соображения были более чем смелыми.
Он понимает, что незнание истории своего народа является прекрасной почвой, на которой вырастают «безотцовщина, люди без рода, без племени». Художника волновало выживет ли его народ «в этой страшной войне, или погибнет от немцев, от болезней… от голода, издевательств и истязаний». А когда придут свои, то народ «будет гибнуть от расстрелов и ссылок за участие в сотрудничестве». Перед глазами читателей обычное украинское село Тополевка, в котором живут многочисленные семьи Лаврина Запорожца, Куприяна Хуторного с сыновьями и дочуркой, Мины Товченника, Василия Кравчины, партизан, бойцов, а также представителей вражеского лагеря — предателя Заброды, немецкого полковника фон Крауза.
В основе «Украина в огне» — жестокие будние войны, драматизм переживаний людей, прикрытая и скрытая правда о народе и его бедствиях, потому что: «Здесь боролись бессмертие со смертью».
Панорама изображаемых событий расширяется и углубляет благодаря масштабности и динамичности, кинематографическому калейдоскопу изображенного. В который раз уже в ходе своей истории Украина стала большой руиной. Осуждая войну, фашизм, писатель раскрывает его глубокую «психологию».
Об этом цинично рассказывает фон Крауз своему сыну: «Тебе нужно знать, у этого народа… нет государственного инстинкта. В них нет вечных истин. Поэтому среди них так много предателей». Фашисты тщательно готовились к войне, хорошо выучили недостатки людей коммунистической системы.
Но все же украинский народ жил верой в победу над большим человеческим злом — фашизмом.
Поэтому главной в произведении является проблема национального самосознания человека и народа, которая полностью раскрывается в словах бойца-патриота Василия Кравчины. Он подчеркивает: «Нас много. Нас миллионы…, которые прошли через огонь страданий, прокуренных и прожженных в боях и невзгодах…» Отсюда — и глубоко гуманистическая концепция киноповести, и определяющим является для писателя эпический конфликт между человеком-личностью и человеком-винтиком.
Содержание описанного в повести — это ужас войны, о котором не забудут потомки с возрастом, потому что это такая боль, такое осквернение украинского народа, которая лежит за пределами негодования и отчаяния. Но этого не хотел видеть наш «большой отец народов», так как большая часть в этой трагедии принадлежит и ему.
На такой вызов против тоталитарной системы и своей личности Сталин, конечно же, не мог не отреагировать. Произведение было запрещено в печать и постановку, а сам А. Довженко до самой смерти Сталина будет находиться у него в немилости. Впервые повесть «Украина в огне» была напечатана лишь в 1966 году, и ее назовут первой всенародной трагедией, из-за позаимствованного автором шевченковской направленности.
А. Довженко постоянно задумывался над тем, что ожидает его родной народ после войны, «или соберется он снова на Украине, …или останется там, а на наши руины приедут чужие народы и образуют на ней мешанину?» Эти вопросы и до сих пор волнуют многих потомков великого оптимиста. Не обошла стороной трагедия украинский народ и в последние времена. Она отразилась в бездумных проектах преобразования природы, от которых страдает не только экология, но и духовность.
Ярким примером являются слова писателя, сказанные о Каховском море: «Новое наше море — новое наше горе».
Трагическая судьба народа в творчестве Александра Довженко