• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша»

 

Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша»

Для меня Лесков Н. С. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. Его проза — это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность. На первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит «Левша». Этот сказ обладает удивительными свойствами: он по содержанию совсем невесел, но в памяти сохраняются светлые впечатления, к тому же этот сказ удивительно похож на нашу жизнь .

По-моему, «Левша» получился столь народным не без влияния того старого оружейника из Сестрорецка, о котором Лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения. В этом сказе Лесков описывает случай, который произошел с тульским мастером Левшой, рассказывает о том, как Левша встретился с государем, побывал за границей, где не поддался на уговоры англичан остаться, и о трагической смерти тульского мастера. Первое, что сразу же удивило меня, когда я открыл эту книгу, так это убеждение царя, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Государь удивляется заморским новшествам, восторгается мастерством английских умельцев, при этом не вспоминая о таланте своих соотечественников. Взять хотя бы случай с пистолетом, которым так восхищался Александр Павлович.

Платов тут же выхватил оружейную отвертку, открыл замок на пистолете и показал государю собачку, где «на самом сгибе» сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле». На что государь ему с грустью и говорит: «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко». Ясно видны на примере императора, Платова, типичного сказочного воеводы, насколько же далека власть от своего народа, насколько зависим народ-труженик от власть предержащих. Критическое отношение Лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. Именно в изображении Александра, Николая, Платова лесковская ирония становится наиболее очевидной.

Попытка Платова убедить Александра в превосходстве русского оружия «огорчила императора», а напоминание об особом сахаре Бобринского завода и вовсе расстроило государя . Сам образ Левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. Возможно, это особенность национального характера — смеяться над собой.

По-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны. На долю Левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном — о военном секрете, незнание которого гибельно для русской армии. Лесков показывает трагический парадокс русской жизни. Простой тульский мастер Левша в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем военный министр граф Чернышев или сам император.

Что касается оформления, то в «Левше» оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. Комизм достигается благодаря игре слов, своеобразной речи героев. Лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, «мерблюзьи» , «студинг» , Аболон полведерский, граф Кисельвроде и т. д. Комичны и англичане, живущие возле «Твердиземного моря», одетые «в тужурные жилеты» и обутые «в толстые щиглеты с железными набалдашниками». Неестественно и тоскливо их веселье: «Придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно». Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его.

Силы гениальных людей тратились по пустякам, хотя и достойные восхищения . Об этом прямо сказали Левше и англичане, когда он заявил им, что арифметики не знает, а всю науку русские люди проходят «по Псалтирю да по Полусоннику». В заключение мне хотелось бы немного рассказать об истории опубликования «Левши». Образ талантливого мастерового не был понят современной Лескову критикой.

Журналы «Отечественные записки», «Дело» усмотрели в сказе славянофильские настроения. Лесков, по мнению рецензента «Отечественных записок», парит высоко над Европой, превознося русские таланты. Газета «Новое время», наоборот, вступилась за русский народ, которого якобы принижал автор «Левши». Гениальный Левша преображается в забитого, безличного рабочего. Лескову пришлось ответить на критику и разъяснить подлинный замысел сказа.

Прежде всего, Лесков с негодованием отверг обвинения в принижении народа. «Этого не было в моих намерениях, и я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайние противоречивые заключения?» — писал он. Лесков соглашается только с тем, что Левша — это символ русского народа. Позже Лесков вновь повторяет, что его герой — «выразитель русского народа».



Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша»

Другие сочинения по теме:

  1. «Левша» Лескова в кратком изложении После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем...
  2. Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша» Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству...
  3. Тема сочинения Русский характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша» В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу,...
  4. Краткое содержание «Левши» Лескова После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем...
  5. Комическое и трагическое в «Повестях Белкина» Нет ничего проще написанного, и в то же время нет ничего сложнее пушкинских «Повестей Белкина». Удивительно, но спустя полтора столетия...
  6. Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов» Сочинения по литературе: Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов» Я считаю, что «Обломов» Гончарова — это роман-трагикомедия: в...
  7. Русская государственность в произведениях Н. С. Лескова Лесков начинал литературную работу с несокрушимой верой в силу слова, начинал призывом: «Пора нам отвыкать от мысли, что предметом литературы...
  8. Мир образов Лескова ..Не много надо было наблюдательности, чтобы видеть человека много видевшего и «бывалого». Н. Лесков Николай Семенович Лесков — самобытный русский...
  9. Лесков: Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе Цеховая легенда После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем...
  10. Знаменитый сказ Лескова о косом Левше Колоритный характер даровитого русского человека, мера его творческих возможностей и его судьба в России оказываются в центре внимания Лескова и...
  11. Иван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Повесть Очарованный странник одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков мастер фольклорных образов изобразил в...
  12. Проблема национального характера в творчестве Лескова Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве,...
  13. Рассказ Лескова «Шерамур» произведение о праведниках Лесков пытался противопоставлять бессребреников «героям» нового времени, стремясь издать рассказ в «Дешевой библиотеке». Персонажи произведения реально существующие люди, такие, как...
  14. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» В своем творчестве Н. С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре...
  15. Русские праведники в произведениях Н. С. Лескова (на прмиере»Очарованный странник») На написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или...
  16. Комическое в финальной сцене «Скупого рыцаря» «Скупого рыцаря» Пушкин назвал трагикомедией. Поэтому тут нет веселости, пет того, что называют комизмом, что вызывает смех в прямом смысле...
  17. Живое народное слово Лескова Чуждый идей революционного преобразования действительности, Лесков в то же время по-своему верил в возможность реализации этого идеала. «»Единство рода человеческого»,...
  18. Творчество Н. С. Лескова: общая характеристика, периодизация Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Полемика с «Грозой» Н. Островского. Цикл произведений о «праведниках», отражение в нем этико-эстетического идеала Лескова....
  19. Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» «Очарованный странник» — одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному...
  20. Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник» Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты. Лесков Повесть Лескова «Очарованный странник» была написана во...
« «Дэвид Копперфилд» Диккенса в кратком изложении
Профессиональное развитие педагогов ДОУ в условиях малого города »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения