ТРАГИЗМ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА»
«Анна Каренина» — одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от «Войны и мира» к «Воскресению». Толстого очень волновали вопросы современной действительности. Но в произведении отсутствуют исторические фигуры, прославленные герои, батальные сцены. Жизни отбивается во всей своей повседневности, в создании типичных образов современности, в процессе становления нового жизненного устройства. Быт пореформенного времени выдался непрочным. Обнищание, семейные драмы, крахи банков, катастрофы на железных дорогах — такими были признака времени 70-х лет XIX столетие. В романе «Анна Каренина» Толстому прежде всего импонировала главная мысль произведения — роль семьи. Ведь все важнейшие общественные изменения начинаются или завершаются в семейном кругу, в личном мире, в повседневной жизни. Значение социальных изменений в жизни человека измеряются, вероятно, степенью их влияния на семейные распорядки.
В чем же заключается трагедия? Она имеет социальное содержание. Даже к любви Вронского Анна была одинокой в мире и одинокой в своей семье. Взгляд на семью в светском обществе был довольно странным: дети воспитывались отдельно от родителей. Возможно, поэтому так жестоко решает Каренин судьбу Анны, разведя ее с сыном, что сам не ощущал родительской любви к своему ребребенку? И вдобавок в обществе властвует вранье: княгиня Бетси постоянно предает мужчине, а княгиня Мягкая так расценивает поступок Анны: «Она сделала то, что все, кроме меня, делают, но скрывают». Если бы Анна придерживалась внешней благопристойности в семейных отношениях, то общество не отвернулось бы от нее. А не могла бы такая натура, как Анна, жить во вранье? Безусловно, ни. Это имели бы понять люди, которые жили рядом с ней, но в отношениях господствующего класса безразлично относились к духовной жизни человека. Итак, основными препятствиями, к счастью Анни со Вронским стояли Каренин и светское общество. Упоминая сцену в театре, понимаешь, что Анна боролась с обществом, но не имела поддержки даже из стороны возлюбленного: «Ему жалко было ее и все-таки досадно. Вон уверял ее в своей любви, потому что видел, что только одно это может теперь успокоить ее, и не упрекал ее словами, но в душа своей вон упрекал ее». Поиски выхода из положения противостояния человека и общества прослеживаются в желании Анны стать писательницей, поборницей женского образования, в ее спорах относительно женских гимназий. Тем не менее искусственность ее положения и занятий приводит к поискам забвения с помощью наркотиков. Силы надломлено… Но сначала Анне удавалось все. Каренин с болью замечал, что она получала триумф над всеми: не захотела оставаться в его судьбы — не осталась, решила поехать с Вронским — и поехала. То, чего она отреклась, будто бы умерло для нее и перестало существовать. И здесь уже продлевалась борьба за существование, одолевались все препятствия. И не было такой жертвы, которую бы Анна Каренина принесла у имени осуществления своей мечты счастья.
«Мир» не извинил Анне открытой и честной любви. И Вронский, как типичный представитель этого «мира», оказался по вторую сторону от нее, так как в нем тоже нет духовного начала, он равнодушный. Лишь Левин оценил ум, образованность, простоту Анны, понял, что ее жизнь преисполненная большого напряжения. Даже любовь не уменьшила противостояния общества и личности, а подтолкнуло к распрям и спорам с миром, с людьми, с жизнью. Драма заключается в том, что она, имея чистейшие моральные чувства и помыслы, вступила у противоречие с обобщенным стереотипом отношений своей среды и своей эпохи. Есть ли в мире человек, который остался бы равнодушной, читая роман «Анна Каренина»? Думаю, что ни. Ведь речь идет не только о судьбе женщины. Речь идет об истории страны, так как роман Л. Г. Толстого является отражением целой эпохи русской жизни. Здесь и мораль светского общества, и жизнь низов, блеск салонов и упадок села. И на этом фоне — яркая, неординарная личность, которая стремится счастья. Классики прошлого не раз обращались к образу женщины в литературе. Нельзя не вспомнить Екатерину из «Грозы» и Ларису из «Бесприданницы» Островского. Но образ — особый. Женщина, которая за социальным положением стоит на высшей общественной ступени. Казалось бы, чего не хватало ей? Она просвещена, красивая, богатая, имеет вес в мире, ею захватываются, к ее советам прислушаются. Но она несчастная в супружеской жизни, она одинокая в своей семье. Возможно, что судьба Анны сложилась бы по-иному, если бы ее семья была счастливой.
Безусловно, первые строки романа «Все счастливые семьи похожи друг на вторая, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» можно целиком отнести к семье Карениных. А разве можно быть счастливой с мужчиной, который не живое, а играет роль, что живое, ведь: «Переносится мыслью и чувством в другое существо было душевное действие, чуждое Алексею Александровичу. Вон считал это душевное действие вредным и опасным». Именно этот залог души Каренина стал причиной многих драматических случаев. А вокруг изобиловала жизнь, которого так прагла Анна. Возможно, потому, что Анна не любила Каренина, она всю свою любовь перенесла на сына, а дочурку от любимого Вронского не любила. Единой опорой Анни есть ее любовь к Вронського, но со временем эта любовь изменяется: «Моя любовь… все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет, и гаснет, и вот вот-чего мы расходимся. И помочь этому нельзя». В начале произведения Анна говорит Долли о потребности прощения у имени сохранения семьи, а в собственной жизни она разрушает свою семью. Ведь Анна «не похожа была на светскую даму». В ней не было ничего напускного. Анна ощущала, что «счастье возможно только при строгом исполнении закона добрая», а она старалась построить его на несчастье близких ей людей. Тем не менее бунтарский характер ее не признавал ничего смиренного: «…она знала вперед, что помощь религии возможна только под условием отречения вот того, что составляло для нее весь смысл жизни».
Анна отреклась своего обычного образа жизни. «Все ложь, все обман, все зло»,- говорит она накануне гибели. Ус и вопрос был решено отрицательно, и это убило ее волю к жизни. Она потеряла моральную опору. Безусловно, даже смерть героини можно рассматривать по-разному: и как душевную силу, и как слабость. Но главным остается то, что Анна со всеми ее высокими моральными порывами вступила у противоречие с общепризнанным стереотипом своей среды и своей эпохи. А за обычными формами человеческих отношений Л. Г. Толстой вскрыша целостную натуру и всегда злободневные проблемы человеческих отношений, которые поражают своей глубиной и таинственностью.
ТРАГИЗМ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА»