Требования к оформлению мультимедийных презентаций
Создавая презентацию, всегда думайте о тех, для кого она создается. Каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.
Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание . Текст, таблицы, диаграммы, схемы в презентациях Для того чтобы ваша презентация имела успех, следует соблюдать ряд требований по ее оформлению. — Предпочтительно горизонтальное расположение материала. — Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. — При выборе цветового оформления слайдов презентации следует учитывать тот факт, что мультимедийные проекторы проецируют изображение на экран по-разному: светлее, чем оно есть на самом деле или темнее. — На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов. — Для фона лучше использовать светлые тона.
Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались. Выбор размера шрифта на слайде определяется, исходя из нескольких условий: — размера помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана; — освещенности помещения и качества проекционной аппаратуры. Текст должен читаться из самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.
Примерные рекомендуемые размеры шрифтов : — заголовок — 22-28 pt; — подзаголовок — 20 -24 pt; — текст — 18 — 22 pt; — подписи данных в диаграммах — 18 — 22 pt; — шрифт легенды — 16 — 22 pt; — информация в таблицах — 18 -22 pt. Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители от экрана, тем крупнее должен быть шрифт. Наименьшую высоту буквы , проецируемой на экран, можно рассчитать по формуле: h = 0, 003D, где D — расстояние от учащихся, сидящих за последними столами кабинета, до экрана. Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, т. к. они читаются хуже. — Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана. . — С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации, один слайд в среднем должен содержать 7 — 13 строк.
На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых — не более 5-6 слов. — Текстовая информация на слайде отражает цель и содержание урока . С точки зрения содержания, текст на слайде — это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд — одна идея. — Если вы используете таблицы на слайдах, то текстовая информация в ней должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. Следует отметить, что шрифт таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде. — Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах во избежание мелкого шрифта — Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы. — Размер и вид используемой диаграммы на слайде определяется в соответствии с требованиями эффективного восприятия наглядной и текстовой информации. — С точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм. — Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных. — Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. — Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы текстовая информация читалась. — Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне. — При демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов.
При этом следует придерживаться следующих правил: единство стиля подачи материала; удобство восприятия текстовой и наглядной информации. — Если вы используете схемы, то на одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. — Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь. — Количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с дугой — элементарным правилом «разумности» с точки зрения зрительного восприятия. — Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. — При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы помните, что схема — это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с другими слайдами презентации. Рисунки, фотографии Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах: — разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде ; — размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим требованиям экранного представления информации; — для облегчения «веса презентации», т. е уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде; — все рисунки должны быть подписаны; подпись располагается снизу. Анимации и эффекты Одна из самых привлекательных особенностей презентации — конечно, интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.
При создании презентации педагогу важно помнить: — Увиденное сначала предстает перед нами как образ — мы реагируем на поведение объекта , выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание. — Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации — это залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации. — С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т. д. — Не следует увлекаться анимациями, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации. Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты — только к месту.
Требования к оформлению мультимедийных презентаций