Три цикла средневековых рыцарских романов: (по Вл. Лукову)
Романы Бритонского цикла — Артуровы легенды, впервые легенды о короле Артуре (культское происхождение). Но литературное оформление Артур получает во французской литературе. Появляется идея круглого стола — образец культуры рыцарства. Артур — реальное лицо, предводитель бриттов, в V-VI вв. отступавших в Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов. В романах Артур предстает как самый могущественный король Европы, только при его дворе герой может стать подлинным рыцарем. Наиболее совершенные рыцари короля Артура объединены названием рыцари Круглого стола (символ равенства). За круглым столом король оказывался первым среди равных. Это равенство нарушалось лишь в сюжетах рыцарских романов, т. к. один из рыцарей Круглого стола (тот, чьим именем назван роман) всегда оказывался самым смелым, сильным, галантным — образцов всех рыцарских добродетелей, воплощением рыцарского идеала.
Кретьен де Труа — закладывает основы рыцарского романа. «Персеваль или Повесть о Граале» — это последний роман писателя, работу над которым очевидно прервала его смерть. Слово «Грааль», очевидно, кельтского происхождения и первоначально обозначало некий амулет, предохранявший воинов от гибели во время битвы. Однако в средневековых романах оно значит совершенно иное. В романе де Труа это камень, а в других романах — это чаша. Персиваль — это рыцарь, главным поиском которого является поиск грааля. В первую очередь это поиск духовный, прохождение через испытания.
Легенда о Тристане и Изольде имеет специфическую историю. Герои связаны с британскими островами, но истоки легенды во Франции у Детруа, Беруля. Благодаря им появились английские, немецкие версии о Тристане и Изольде. Но первичные обработки легенды о Тристане и Изольде (называемые везде «прототип») не дошли до нас. Есть только реконструкции.
Роман «Тристан и Изольда» — не совсем традиционный рыцарский роман. Романы архаичны и опережают романы Бритонского цикла. Это история любви, одна из первых в своем роде.
Тристан и Изольда не могут уйти от своих чувств — в этом и архаичность. Но само чувство мотивировано испитием любовного напитка — это был не злой умысел, это случайно случилось, что породило страсть между главными героями. Здесь мы видим мифологические мотивы. Далее классические примеры влюбленности. Все герои — рыцарский идеал, каждый понимает друг друга. Король Марк не зол — он видит, как герои сгорают от страсти.
Цикл романов о Тристане и Изольде стоит несколько особняком среди других средневековых романов. В основе легенды лежат, вероятно, какие-то исторические события VIв.
Произведение написано по иной модели, чем типичные рыцарские романы, в нем есть лишь элементы конструкции «романа дороги», почти не представлены куртуазные правила любви, есть несколько очень древних элементов. Таково начало романа: король Марк под давлением придворных дает согласие на женитьбу. Но женится он не хочет. В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами — только на ней он женится. Это очень древний мотив, в котором нет ни тени намека на куртуазное понимание любви. На поиски девушки отправляется и племянник Марка Тристан, по дороге сражается с драконом (также древний мифологический мотив). Его, раненного, отравленного ядом из языка дракона, потерявшего сознание, находит и излечивает Изольда, Тристан испытывает сильное чувство — предвестник большой любви (это, напротив, новый мотив, воплощающий концепцию любви 12 века). Возникает моральный конфликт: как вассал Марка, Тристан должен доставить девушку королю, а как человек он испытывает к ней (причем взаимно) привязанность, которая неминуемо должна перерасти в любовь.
Вот здесь и сказывается гениальность неизвестного автора. Очевидно, он сам раздираем противоречием: как человек 12 века, он защищает принципы вассальной верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, которая, согласно куртуазной концепции возникает вне барака. Как выйти из этого противоречия? И писатель находит свой, авторский способ разрешения конфликта: он соединяет легенду любви Тристана и Изольды с легендой о волшебном напитке. Во время возвращения на корабле из Ирландии в Британию молодые герои случайно (случай — новый элемент авторского повествования) выпивают любовный напиток, изготовленный служанкой Изольды, желавшей помочь своей хозяйке и Марку преодолеть отчуждение и испытать в браке любовь, которую никакой силой нельзя разрушить. Теперь любовь Тристана и Изольды, зародившаяся с первого взгляда героев друг на друга, вспыхивает как непреодолимая страсть. Мотив любовного напитка позволяет автору снять все моральные обвинения по отношению к Тристану и Изольде даже после того, как она вышла замуж за короля Марка, и, напротив, в самом неприглядном свете представить доносчиков — придворных, мешающих влюбленным, и, в конечном счете, ставших одной из причин их гибели.
Автор создает роман о несчастной любви, которая тем не менее сильнее смерти. Эта тема станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе.
Три цикла средневековых рыцарских романов: (по Вл. Лукову)