Три шага к читателю
Почему пропадает интерес детей к книгам? И как вернуть этот потерянный интерес? Об этом размышляю, готовясь к урокам внеклассного чтения.
Они очень нравятся детям: «На уроках внеклассного чтения мы читаем гораздо больше книг, чем наши сверстники. Мы развиваем в себе творческие таланты»; «Эти уроки не похожи на все остальные, они помогают нам развивать мышление и фантазию»; «Конечно, лучше бы было, если бы мы проводили чаще эти волшебные уроки»; «Дома нам говорят: «Если бы не эти уроки, вы бы не читали вообще». А ведь это правда!»
Что такое обычный урок литературы для многих наших учеников? «Великий русский…» , «идейный смысл произведения», герои положительные и отрицательные, немеркнущие «лучи света в темном царстве», вечные «борцы за народное счастье» и пр., пр. Стереотипы, штампы, вечное назидание. Скучно, беспросветно, старо, пыльно, как в заброшенном чулане.
Долгие годы поисков привели меня к мысли, что нужна иная методика, разрушающая стереотипы. Прежде всего, детей нужно удивить, привлечь их внимание, разбудить воображение, сыграть на детской любознательности. Это — Первый шаг.
Удобнее всего было попробовать его совершить на уроках внеклассного чтения. Каждый выбирает то, в чем силен: готовит викторины, придумывает сюрпризы, составляет кроссворды, ставит фильм, рисует иллюстрации, выступает в роли режиссера — постановщика инсценировки или актера, сочиняет стихи. Никакого принуждения, навязывания. Ничего пока не хочется?
Не надо. Смотри, слушай. Общий интерес, азарт, атмосфера игры втянут непременно.
Первый шаг будет сделан — и пробудится спящий ум.
Первый шаг к книге… Пусть для пятиклассников это будет «Робинзон Крузо» Д. Дефо.
— Здравствуйте, дорогие потомки! Разрешите представиться. Я — Александр Селькирк.
Надеюсь, вам знакомо мое имя?
Так без всяких предисловий и вступительных слов начинает урок не учитель, а ученик-старшеклассник, играющий роль главного героя. И, поскольку пятиклассники конфузливо признаются в своем невежестве, он продолжает:
— Я не очень огорчен: все-таки прошло почти триста лет с того времени, когда я оказался во власти непредсказуемых событий.
В начале XVIII века я отправился в Тихий океан на промысел. Плавание как-то не задалось, начались беспорядки на судах, и люди с них бежали. Не по своей воле на острове Мас-а-Тьера, у берегов Чили, остался и я. Прошло четыре года, и меня случайно обнаружила полупиратская флотилия Роджерса, зашедшая на остров за пресной водой.
Так я был спасен. Об этом вскоре стало известно у меня на родине.
Такое начало не только интригует, но заставляет внимательно слушать, так как это информация к размышлению. Д. Дефо взял в основу книги хорошо известный факт. Однако он:
— поменял имя героя ; — перенес остров ; — отодвинул время действия ; — увеличил срок пребывания героя на острове в семь раз .
И как результат этих размышлений — проблемный вопрос: с какой целью автор все это делает?
Географическая карта помогает сделать первый вывод: действие перенесено ближе к экватору — значит, нет зимы. Сроки увеличены, чтобы в полной мере раскрыть все возможности человека, а может быть, и дать нам, читателям, лукавый намек на невероятность событий. Следовательно, Д. Дефо использует реального человека в качестве основы для создания литературного персонажа .
Таково самое начало урока. Важно теперь развить появившийся интерес, наращивать темп, усложнять задания и вопросы.
Начнем с самого доступного — проверки знания текста. Здесь можно использовать не только викторину. В план урока стоит включить, например, игру «Черный ящик»: в ящике спрятаны предметы, фигурирующие в романе Дефо, и ученикам предлагается не только узнать эти предметы по описанию, но и назвать эпизоды, в которых они фигурировали, определить их значимость в сюжете.
Неизменно удачной формой работы с текстом остаются инсценировки: например, сцены встречи Робинзона с Пятницей, с дикарями, с капитаном английского судна… И наконец — игра-пантомима: по жестам, мимике и действиям с воображаемыми предметами классу нужно определить, что делает Робинзон, поселившись на острове.
Индивидуальные творческие задания:
— всем ученикам предлагается нарисовать иллюстрации к отдельным эпизодам романа; — один из учащихся создает из уже готовых иллюстраций монтаж фильма по роману «Робинзон Крузо»: для этого картинки надо расположить в хронологическом порядке, дополнить собственными иллюстрациями недостающих эпизодов и озвучить его ; — «Письмо Робинзону Крузо»: «Тебе, Робинзон, далекий и близкий, отчаявшийся и обретший надежду, погибающий и спасенный, одинокий и нашедший друга, наши письма!».
Но кульминацией урока и совершенно неожиданным сюрпризом стало следующее событие. Во время обсуждения рисованного фильма «Робинзон Крузо» вдруг раздался громкий стук в дверь, совершенно незнакомый человек внес в кабинет «ценную бандероль» и велел мне расписаться на почтовом бланке. Ожидая чего-то невероятного, разинув рты и боясь пошевелиться, все следили за моими руками, которые долго шуршали бумагой и наконец извлекли на свет Божий… бутылку!
Черная она была или фиолетовая, зеленая или синяя — определить было невозможно: она вобрала в себя цвет всех морей и океанов, царапины и выбоины на ней говорили о нелегком и очень долгом пути, но крепкая пробка и сургуч надежно хранили тайну.
Что же в этой чудесной бутылке? — подпрыгивали от нетерпения любители приключений. Может быть, ее выронили пираты Роджерса и в ней плещется терпкий бордовый ром? А может быть, это вино с потерпевшего кораблекрушение «Титаника»? Но вот бутылка распечатана, и из нее извлекается свиток-письмо — ответ Робинзона Крузо. Он благодарит, он очень признателен, но отказывается принять приглашение: потому что «воздух у вас загрязнен, животных и птиц вы перебили, реки и моря отравлены».
Жаль, а какая была бы встреча…
Но и это еще не все, впереди — острая дискуссия… И когда звенит звонок с урока, раздается всеобщее «ах» — и звучат просьбы продолжить урок-игру, урок-творчество.
Пробудить любопытство — это лишь первый шаг. Шаг второй — разбудить умение почувствовать другого. Без сочувствия нет читателя. И следующими уроками внеклассного чтения стала серия уроков, на которых я предложила своим ученикам прикоснуться к трем мирам: миру растений, миру животных и миру человека. Наша цель — попытаться ответить на вопрос: «А каков я в этом мире?» Речь на этих уроках шла о доброте и сострадании, милосердии и помощи.
Но трудно защищать тех, кого не любишь, и любить то, что не знаешь. Поэтому в первой части уроков мы говорили о феноменах из жизни живой природы — и выискивали такую информацию в энциклопедиях, книгах, журналах, интернет-источниках сами ученики. Например: «Курица бегает со скоростью 14 км/час.
Немногие из нас бегают быстрее курицы. Ведь скорость бега марафонца — 20 км/час. И лишь спортсмены-спринтеры развивают скорость 36 км/час»; «В Панаме встречаются деревья с прямоугольными стволами, и возрастные кольца у них — вовсе не круги.
Они имеют правильную прямоугольную форму»; «Самое морозостойкое животное в мире — домашний гусь. Ему не страшны никакие морозы. Гусь переносит температуру -110° , для сравнения: белый медведь выдерживает -60°»; «Африканский скорпион выживает, получив колоссальную дозу облучения — 80 000 рентген, в то время как для человека смертельно 600 рентген».
Подобные сведения не только изумляют, но и заставляют подумать: «Ах вот вы, оказывается, какие — братья наши меньшие!» Теперь можно начинать читать книги о животных — они воспринимаются совершенно по-другому.
Много интересного было на этих уроках: викторины, конкурсы, эссе… Ученики составляли проекты «Как защитить елку под Новый год»; участвовали в конкурсе плакатов «Склони ружье перед красой»; брали интервью у кошки…
А в завершение — инсценировка отрывка мудрой и трогательной сказки Экзюпери.
Но вот заканчивается и этот урок, звенит звонок, а мы делаем Третий шаг к своему читателю — разбудить мысль, расшевелить ум. Иметь свое мнение и уметь его защищать. Спорить, заблуждаться, но размышлять!
Почувствовать, что «следовать за мыслью великого человека — есть наука самая замечательная». Это уже не просто читатель, а читатель мыслящий.
Разбираясь в хитросплетениях «Белой гвардии», распутывая нити сложной символики романа, шаг за шагом следуя за мыслью Булгакова, мы вплотную подошли к решению проблемы: «В какой же цвет окрашен Роман, белый или красный? На чью сторону баррикад встал автор?»
Размышления одиннадцатиклассников
— Роман , думаю, окрашен в красный цвет — слишком много крови льется на его страницах, рушится все, что было дорого и свято. — Скорее, белый цвет доминирует в романе. Белая гвардия, белый снег, «белой акации гроздья душистые». Это роман — ностальгия о прошлом. О доме, о счастье, безвозвратно утерянном. — Нельзя ответить однозначно.
Красное и белое сливается, во всяком случае, эти различия теряют свое значение. Булгаков пишет о людях, захваченных Гражданской войной, но сам он не ослеплен тем, чем ослеплены они. Он смотрит и на белых, и на красных с грустной любовью.
Вот и все. Звенит звонок теперь уже с последнего урока. Это третий звонок, после которого в театре, где мы все актеры, начинается спектакль, пьеса под названием жизнь.
Людмила Ивановна Шестерова, Учитель русского языка и литературы СОШ № 38, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания
Три шага к читателю