Творческий путь Алоиза Ирасека
Свои наиболее значительные произведения Ирасек писал в довоенное десятилетие, а один из наилучших своих романов — «Тьма» — выдал на пороге Первой мировой войны. Ирасек происходил из давнего крестьянского рода. Его отец был ткачом, потом — пекарем. Родной край, его природа и обычаи оказали огромное влияние на будущего писателя. Закончив гимназию (сначала Ирасек учился в немецкой школе в г. Броумов, потом — в чешской в г. Градец Кралово), Ирасек колебался: или выбрать ему карьеру художника (у него были неопровержимые способности к живописи), или изучать историю. Остановившись на истории, он после окончания в 1874 г. университета поехал в г. Литомишль, где преподавал сначала в гимназии, потом — в училище.
Четырнадцать литомишльских лет дали Ирасеку мощный импульс к художественному творчеству: здесь он собрал богатейший материал для своих произведений. В 1888 г. Ирасек переехал в Прагу, где, преподавая до 1909 г. в гимназии на Ржаной улице, написал большинство своих романов. Со студенческих лет Ирасек дружил с Микулашем Алешем, известным чешским художником, с которым делился своими творческими планами. В Праге Ирасек сблизился со многими художниками и культурными деятелями, прежде всего из «люмировцев» и «руховцев», прогрессивных культурных кружков конца XIX ст.
В 1917 г. принимал участие в создании манифеста чешских писателей с требованием национальной независимости. Ирасек умер в Праге, похоронен на родине, в г. Гронов. Творческий путь Ирасек начал с поэзий патриотичной направленности, а его ранняя проза посвящена современному селу. Тем не менее, уже первый исторический роман «Скалаки» привлек внимание критики как поразительно зрелое для начинающего автора произведение. С впечатляющей достоверностью Ирасек на основе воспоминаний и документов воскресил события столетней давности — восстание крестьян Находского края против феодалов-чужестранцев из рода Пикколомини. С особой симпатией Ирасек изобразил образ национального героя — Иржи Скалака. Темой двух следующих произведений Ирасека также стала история Находска. В романе «При герцогском дворе» изображена жизнь Находского замка в конце XVIII ст. в эпоху чешского национального возрождения, борьба патриотов за отмену крепостничества.
В романе «Рай земной» изображена Вена во время так называемого Венского конгресса после окончания наполеоновских войн. Новые темы дал Ирасеку Литомишль, недавнее прошлое города, документы и рассказы старожилов. Наиболее совершенным с художественной точки зрения среди «литомишльських» романов является «Философская история», в котором речь идет о столкновении патриотически настроенных чешских студентов с пронемецки сориентированными городскими буржуа.
Трагическую ноту в общий шутливый тон повествования вносят сцены боев на парижских баррикадах 1848 г. Этот последний этап чешского возрождения стал также темой рассказов «У рыцарей» и «На старой почте», позднее объединенных автором вместе с «Философской историей» в цикл «Провинциальные истории». Наибольшая творческая активность Ирасека приходится на 80-е годы. Он написал ряд больших и малых произведений, посвященных разным эпохам чешской истории. Превыше всего Ирасека интересовал период после 1620 года, когда после поражения на Белой горе чехи потеряли национальную независимость, а также период гуситских войн. В романе «Сокровище», с которого начинается этот период творчества, Ирасек изображает первые шаги просветительского движения в восточной Чехии. Важную роль в творчестве Ирасека сыграет рассказ «Соседи» (1882), где впервые поднимается тема эмиграции. Герои романа «На чужой службе» — потомки гуситов, которые принимают участие как наемники в войне баварских князей за владение Ландсгутом во времена царствования Владислава Ягеллонского.
Одно из наиболее значительных произведений этого периода — роман «Песоголовцы», идейно связанный с романом «Скалаки». Ирасека давно интересовала история Ходского края, характеры ходов, их борьба за свои права (ходы с давних пор были свободными защитниками западных чешских границ) в конце XVII ст. С помощью образов Яна Козины и его сторонников Ирасек создал убедительные типажи героев, которые верят в справедливость своих требований, своей борьбы за независимость. Достоверно описаны жизнь и быт ходского села, яркость описаний заставляет упомянуть о нереализованном Ирасеком таланте художника. Постбелогорской эпохе посвящен и роман «Скалы», герой которого, священник-революционер Улицкий, старается поднять народное восстание против поработителей, но заканчивает свою жизнь на эшафоте.
В конце 80-х г. Ирасек взялся за создание развесистых беллетристических портретов. Его героями становятся исторические лица, выдвинутые, прежде всего, самой славной эпохой чешской истории — эпохой гуситского движения. Первой в ряде портретов стала трилогия «Между течениями», куда вошли три романа: Два двора, «Сын жар-птицы» (1888) и «В три голоса» (1890). Согласно начальному замыслу, цикл должен был иметь значительный объем, но Ирасек вынужден был отказаться от этой идеи из-за нерасположения к нему критики. Свою задачу Ирасек видел в изображении формирования гуситского движения. Знаток истории, он сумел воссоздать атмосферу общественной жизни, отобразить духовные проблемы эпохи. Первая часть («Два двора») является расширенной экспозицией. Ирасек убедительно доказывает историческую необходимость Реформации, подчеркивая, что субъектами антицерковного и антифеодального движений были не только отдельные прогрессивно настроенные священники и представители интеллигенции, а совместно с ними простонародье.
Выразитель этой идеи в трилогии — «Сын жар-птицы» Шип, который познал на собственном опыте распущенность церковников и угнетение народа. С ним Ирасек сравнивает архиепископа Яна из Эйнштена, священника-чеха, путь которого от роскошей до христианского смирения обусловлен не только личными, а и политическими причинами. Рядом с ними — образ короля Вацлава IV, народного, демократически настроенного властителя. В споре с Яном из Енштейна он высказывает негодование по поводу возрастающего влияния церкви и больших феодалов. Особое внимание Ирасек обращает на то, насколько Вацлав понимает интересы и потребности народа (заключительная сцена романа — подписание Кутногирского декрета).
В трилогии появляются и виднейшие фигуры эпохи — Ян Жижка и Ян Гус, тем не менее, их роль в романе второстепенная. Для Ирасека важнейшим было показать движение истории как коллективный процесс. Следующий после трилогии роман — «Против всех» изображает первую и вместе с тем кульминационную фазу гуситского движения — 1419-1420 годов, когда под руководством Яна Жижки поднимается волна народного сопротивления феодалам-поработителям, как чехам, так и чужеземцам, сопротивление папской церкви и когда уже в гуситском движении начинают выделяться течения и группировки. Симпатии Ирасека на стороне таборитов. Идейная и художественная кульминация романа — битва на Виткове.
Творческий путь Алоиза Ирасека