Творчество А. С. Пушкина
Материалы к уроку-игре «Литературный ринг». 7-й класс
Цели урока
1. Повторение и обобщение материала по творчеству А. С. Пушкина.
2. Воспитание чувства любви к родной природе, к стихам.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование
1. Портреты А. С. Пушкина .
2. Картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
3. Музыкальные произведения: Г. В. Свиридов. «Тройка»; М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» ; П. И. Чайковский. Цикл «Времена года» .
4. Игра «Литературное домино».
Первый раунд. «Пушкин и живопись»
1. Вопросы к картине И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» :
А) назовите автора и название картины;
Б) кто из членов жюри был восхищен стихотворением Пушкина?
2. О каком из своих портретов А. С. Пушкин писал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? Назовите автора картины.
3. Учитель показывает портреты А. С. Пушкина; учащиеся называют авторов картин.
Второй раунд. «Литературный»
1. Игра «Продолжи строки»
А) Буря мглою небо кроет…
Б) Унылая пора! Очей очарованье!..
В) У лукоморья дуб зеленый…
Г) По дороге зимней, скучной…
Д) Сижу за решеткой в темнице сырой…
Е) Природой здесь нам суждено…
Ж) На берегу пустынных волн…
З) Как ныне сбирается вещий Олег…
Е) Скажи мне, кудесник, любимец богов…
2. Игра «Литературное домино»
Станционный ; Барышня — ; Полтавский ; Песнь ; Борис ; Зимнее ; Руслан ; Бахчисарайский ; Капитанская ; Скупой ; Моцарт .
3. Игра «Аукцион»
4. Викторина.
1) О ком идет речь?
А)
Его глаза сияют, Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как Божия гроза.
Б)
И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим,
В)
Мастерица ведь была, И откуда что брала, А куды разумны шутки, Поговорки, прибаутки…
2) Вы изучали балладу А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Объясните значение слова «вещий».
3) В каких произведениях А. Пушкина изображен Петр I?
4) Объясните строки из поэмы А. Пушкина «Полтава»:
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно.
5) Что хотел сказать А. Пушкин следующими строками?
Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.
6) Назовите шесть произведений Пушкина, в которых имя главной героини Мария.
7) Из какого произведения Пушкина взяты слова «глаголом жги сердца людей», ставшие крылатой фразой?
8) В связи с чем и когда Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью? Каково содержание надписи?
Третий раунд. «Музыкальный»
1. Звучит музыкальный этюд Г. Свиридова «Тройка».
— Кто автор этого музыкального фрагмента, как он называется? К какой повести А. Пушкина написана эта музыка?
2. Звучит этюд «Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
— Назовите автора и название этого музыкального этюда. С какими стихами А. Пушкина у вас возникают ассоциации?
3. Кто написал оперу «Руслан и Людмила»?
4. Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»? Кому посвящено это стихотворение и кому композитор посвятил эту музыку?
5. Какие оперы на сюжеты Пушкина создал П. И. Чайковский?
6. Какие оперы на сюжеты пушкинских произведений создал Н. А. Римский-Корсаков?
Четвертый раунд. «Творческий»
1. Конкурс рисунков по произведениям А. С. Пушкина.
2. Конкурс чтецов по стихам А. С. Пушкина.
3. Конкурс стихотворцев .
Творчество А. С. Пушкина