Творчество и жизненный путь Ю. О. Домбровского
Семидесятые годы были временем изживания иллюзий, временем, когда литература, вся нацеленная на социальность, на социальную пользу и на социальные ограничения в мышлении, переходила на позиции, где личность и мир личности возвышались надо всем. Тут одновременно потрудились и «шестидесятники», и «семидесятники», интеллектуалы и интуитивисты, знатоки деревни и города, все, для кого постулаты тридцатых годов, заморочившие их предшественников, уже не значили ничего», — писал в статье о Домбровском И. Золотусский. На вершину этой волны литературы время выносит имя за именем. «Не хочу называть всех, — продолжал критик в 1989 г. — Назову только три романа: «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского». Юрий Осипович Домбровский родился 12 мая 1909 г. в семье известного московского адвоката. В 1932 г. окончил Высшие государственные литературные курсы. В 1933 г. Домбровский был выслан из Москвы в Алма-Ату. В 1936 г. последовал первый арест, в 1939 г. — второй, в 1949 г. — третий. Обвинения Домбровскому предъявлялись по первому пункту статьи 58, § 10 (распространение антисоветских измышлений). Сам писатель вспоминал: «В общей сложности на сталинских курортах я провел почти четверть века — в ссылках, в тюрьмах, лагерях! И ни разу за эти годы не был виноват даже в простой неосторожности или оговорке: меня отучили их делать!» В 1956 г. он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Творчество Ю. Домбровского условно можно разделить на два периода: казахский (1937-1955 гг.) и московский (1956-1978 гг.). В 1937 г. Ю. Домбровский начинает активно сотрудничать с газетой «Казахстанская правда» и журналом «Литературный Казахстан». Сначала это были коротенькие заметки, рецензии, литературно-критические статьи. В 1938 г. напечатан первый рассказ «Смерть лорда Байрона», в 1939 г. — поэма «Каменный топор в музее Казахстана». В этом же году состоялся большой литературный дебют писателя — отдельным изданием вышел роман «Державин». Задумав большой историко-биографический роман (о чем свидетельствует публикация отдельных глав в 1937 — 1938 гг. и первоначальное название романа «Крушение империи»), Домбровский сузил его рамки до эпизода из биографии поэта: краха его карьеры на поприще юриспруденции. Рождение Державина-поэта показано у Домбровского как творческое открытие. На смену искателю наград и чинов приходит человек, нашедший себя: «В голове у него стихотворение слагалось целиком, он мог бы его продекламировать сам себе, отбивая ногой размер и делая паузу в конце каждой строчки. Стихотворение, собственно говоря, было уже написано. Оно рвалось наружу, и ему не хватало только материально воплотиться на бумаге». В романе возникает образ поэта, гневно отметающего все, что мешает стихотворчеству: «Не мешайте! Не мешайте мне, потому что я пишу стихи». Здесь заметно влияние Ю. Тынянова. Домбровский вспоминал: «…Он меня потряс так, что я потерял вкус ко всякой иной современной прозе».
В небольшом по объему историческом романе автор рассматривает взаимоотношения личности и власти, человека и истории и приходит к выводу о необходимости сохранять верность своему призванию. В. Лихоносов писал о Домбровском, что он «был человеком старой классической культуры, чего нельзя было сказать о нас, галопом проскакавших по страницам Древней Греции, Рима, могучего Востока. Я не удивился, что он написал три повести о Шекспире». Концепция Домбровского, изложенная в трех новеллах («Смуглая леди», «Вторая по качеству кровать», «Королевский рескрипт»), получила высокую оценку шекспироведов как советских, так и английских. В своем исследовании художественного мира гениального поэта он снимал противоречие между Шекспиром-человеком и Шекспиром-художником.
В 1958 г. Ю. Домбровский закончил роман «Обезьяна приходит за своим черепом». Работа над романом была начата в 1943 г. В разговоре с журналистом А. Лессом писатель вспоминал об этом времени: «Я начал писать роман осенью сорок третьего года, лежа на больничной койке… Спасаясь от собственного бессилия и тоски, — я по койке не мог передвигаться, а только ерзать, — я и писал свой роман». В начале 1949 г. основная работа была завершена, и автору было предложено опубликовать свой роман в журнале «Звезда». К сожалению, суровая действительность разрушила радужные ожидания: в 1949 г. писателя вновь арестовали. «Казахстанская правда» от 20 марта 1949 г. писала: «…Писатель Домбровский, едва ли не самая зловещая фигура среди антипатриотов и безродных космополитов, окопавшихся в Алма-Ате. Последним «трудом» Домбровского является объемистый роман «Обезьяна приходит за своим черепом», под которым, не задумываясь, подписался бы фашиствующий писатель Сартар. С циничной откровенностью Домбровский сформулировал свое отношение к нашей действительности: «Я писатель своеобразный, я не умею писать на советские темы». Ему не только чужда, ему враждебна советская тема». Между тем роман Домбровского имеет антифашистскую направленность. Антифашистский характер произведения выявляется в противопоставлении двух позиций — профессора Мезонье («прекрасен человек и то, что творит его разум») и бывшего ученого Ланэ («Не тот прав, у кого мозга больше, а тот, у кого дубина тяжелее»). Писатель выдвигает на первый план тему права: Ганс Мезонье выступает против оправдания военных преступников.
Исследуя явление фашизма, автор представляет историю человечества как смену эпох: эпоху приобретения и накопления духовных ценностей сменяет эпоха варварства и вандализма. Это происходит, когда в человеке над созидателем берет верх разрушитель, фашизм относится к тому периоду, когда властвует разрушитель, когда люди забывают, что в прошлом они были созидателями, и включаются в «обезьяньи шествия». Автор убежден в превосходстве разумного и доброго начала в человеке. Эпилог романа призывает извлечь уроки из прошлого: «О, если бы вы, прочитав мою книжку, подумали над тем, что происходит перед вашими глазами! О, если бы вы только хорошенько подумали над всем этим!» После издания романа в 1958 г. Домбровский получил письмо от Степана Злобина, который восхищался его книгой: «Книга Ваша сильна и талантлива во всей целостности, во всей совокупности художественных качеств, морально-психологической и философс-ко-исторической глубины». Московский период творчества Ю. Домбровского ознаменован созданием дилогии «Хранитель древностей» (1964) и «Факультет ненужных вещей» (1978).
У Домбровского особая манера письма — свою прозу он рассказывает и тем самым добивается ощущения подлинности, если не сказать документальности. Заключительная фраза романа выводит читателя на иной уровень восприятия — произведение прочитывается как летопись того страшного года (кстати, этому способствует и изменение формы обращения к читателю: если в «Хранителе древностей» повествование шло от первого лица, то в «Факультете ненужных вещей» используется форма третьего лица). Намеренный разрыв между датами происшедшего и написанного подчеркивает роль летописца-очевидца, который предостерегает от попытки противопоставить свое суетное время вечному и напоминает об ответственности за сохранение тысячелетней культуры на Земле для всех последующих поколений. Летопись жизни Зыбина вплотную подводит читателя к размышлениям о судьбе личности, народа, России.
Свой роман «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровский мечтал увидеть опубликованным в России. Увы… 29 мая 1978 г. Юрий Осипович умер, так и не узнав, что роман издан в Париже, правда на французском языке. «Факультет ненужных вещей» получил престижную премию Французской академии искусств как «лучшая иностранная книга 1979 года». В России этот роман был впервые напечатан в 1988 г. в «Новом мире». Жан Катала, переводчик дилогии, свое послесловие закончил словами: «В потоке литературы о «сталинизме» эта необыкновенная книга, тревожная и огромная, как грозовое небо над казахской степью, прочерченное блестками молний, возможно, и есть тот шедевр, над которым не властно время». В 1993 г. благодаря стараниям вдовы писателя было издано его первое полное собрание сочинений.
Творчество Ю. О. Домбровского — факт истории, трагической и страшной по своим последствиям, которую нельзя забывать и которая уже стала предостережением для будущего. И для автора, и для его героев важно, чтобы последующие поколения помнили печальные уроки Истории:
«О! Если бы вы только хорошенько подумали над всем этим!»
Творчество и жизненный путь Ю. О. Домбровского