Творчество Л. Бирса — яркая, драматичная страница в истории американской литературы
В 80-е и 90-е годы он становится известным журналистом и новеллистом. Творчество Л. Бирса — яркая, драматичная страница в истории американской литературы, которая и ныне привлекает внимание американских и русских, литературоведов. На мировоззрение писателя оказали влияние Платон, Аристотель, а из современных ему философов — Герберт Спенсер. А. Бирс верил в предопределенность жизни человека, Как и Спенсер, он считал, что в обществе побеждают сильнейшие.
Но в то же время Бирс отрицал, спенсерианскую эволюцию человеческого общества, отвергал идею о закономерности войны, резко выступал против агрессивной политики Соединенных Штатов. Буржуазная цивилизация представлялась ему средоточием трагических противоречий, что приводило его к пессимистической оценке жизни вообще. Жизнь — нагромождение ужасов и уродств. Бирс не видел тех. сил, которые способны изменить ее к лучшему. Отсюда пессимизм, отчаянье в оценке прошлого, настоящего, будущего. Сила Бирса — в отрицании, в критике капиталистической Америки, плутократии, официальной религии и всех других ее институтов и в то же время в гуманистической ослопе его творчества.
В новеллистике Л. Бирса следует выделить три главные группы: новеллы о войне, фантастические новеллы и сатирические новеллы. В военных новеллах изображаются события Гражданской войны в США (1881 -1865), изображаются как события страшные и жестокие. Писатель протестует против войны, ее разрушений, против напрасного кровопролития («На мосту через Совиный ручей», «Чикамога», «Без вести пропавший» и др.). Протест против войны сочетается с рядом других тематических направлений. В новелле «Всадник в небе» отражена борьба чувства и долга. Главный герой ее, выполняя свой воинский долг, приносит в жертву жизнь родного отца. Тема смерти, протест против ужасов войны являются основными в новелле «Добей меня». В новеллах «Убит под Ресакой», «Без вести пропавший» очень топко и выразительно показаны различные оттенки человеческого страха. А. Бирс — романтик. В основе военных новелл лежат события необычайные, исключительные. Необычны, исключительны их герои. Но вместе с этим в военных новеллах отражается реальная действительность войны, реалистически, а временами натуралистически изображаются картины военных действий, человеческая психология. Поэтому новеллы о войне следует рассматривать как произведения, в которых романтизм сочетается с реализмом и натурализмом.
Романтическая стихия господствует в фантастических новеллах Бирса. В новеллах «Тайна долины Макарджера», «Незнакомец», «Житель Каркозы», «Лунная дорога» и многих других встречаются призраки, привидения, читатель попадает в мир таинственного и потустороннего. Но и здесь писатель продолжает оставаться гуманистом. Новеллы протестуют против существующего в мире ала, законов морали, их пронизывает мысль о неизбежности наказания за совершенные проступки.
В сатирических новеллах подвергаются беспощадному осмеянию все стороны американской жизни: политика, юриспруденция, религия, журналистика, литература. Бирс использует гротеск, гиперболу, сатиру, пародию, чтобы выразить свое отрицательное отношение к капиталистической Америке. Страшной силы гротеск нарисован в новелле «Собачье мыло», где писатель обрушивается на святая святых пресловутого американского образа жизни — умение «делать деньги», заниматься любым видом деятельности, лишь бы в результате ее получить барыши. Именно таким бизнесом занимаются муж, дьякон деревенской церкви, его нш и сын — они изготовляют «собачье мыло» из своих прихожан.
Традиционная для американской литературы тема «отцов» и «детей» находит сатирическое отражение в новеллах «Гипнотизер», «Несостоявшаяся кремация». Пародией на американский рождественский рассказ является новелла «Маленькая история». При создании сатирических новелл Бирс опирался на традиции американского фольклора (преувеличение, гротеск, юмор) и литературные традиции своих современников, в первую очередь Марка Твена (сатира, пародия).
Творчество Л. Бирса — яркая, драматичная страница в истории американской литературы