Творчество Л. Н. Толстого в школьных программах
Произведения Л. Н. Толстого изучаются с 1-го до 10-го класса как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Большое место изучению творчества Толстого уделяет и программа национальных школ.
Мы проанализировали программы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова, В. Я. Коровиной, Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, А. И. Княжицкого, В. Г. Маранцмана, Г. И. Беленького и программу для национальных общеобразовательных учреждений. Как и можно было ожидать, произведения Толстого занимают в них значительное место. Хотя надо заметить, что отношение к творчеству великого писателя разное. Например, в программе под редакцией А. Г. Кутузова, в которой нашлось место для Р. Стивенсона и В. Ирвинга, О. Уальда и О. Генри и др., творчество Л. Н. Толстого представлено только романом «Война и мир» в 10-м классе.
До этого времени ни с одним произведением писателя познакомить учеников нельзя. Только в 9-м классе гуманитарного профиля предполагается чтение рассказа » После бала». Богатая традиция методического осмысления произведения, отраженная в работах Ц. Балталона, М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, Г. И. Беленького и др., для авторов программы не существует, и аннотация к рассказу поражает своей невнятностью. В программе по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы под редакцией М. Б. Ладыгина в 7-м классе изучают рассказ «После бала», в 9-м — «Хаджи Мурата», в 10-м — «Войну и мир».
В достаточно обширных списках для самостоятельного чтения произведений Л. Н. Толстого нет.
Повесть » Кавказский пленник» по традиции предполагают изучать в 5-м классе программы под редакцией Г. И. Беленького, В. Я. Коровиной, М. Б. Ладыгина, В. Г. Маранцмана, Г. С. Меркина. Включенная в систему школьного литературного образования много десятилетий назад, она как нельзя лучше соответствует задачам литературного образования и воспитания младших подростков. В ней есть все, что нравится таким читателям: простой и динамичный сюжет — приключения, испытания, погони, борьба, понятные, четко очерченные характеры. Все это освещено светом жизненной правды и доброты и рассказано великолепным русским языком.
Пятиклассник, скорее всего, чувствует это и с удовольствием погружается в чтение и обсуждение произведения великого мастера.
Школьные программы предлагают строить системы уроков следующим образом:
— включать более или менее пространный рассказ об авторе: жизнь в Ясной Поляне , служба в армии на Кавказе , начало писательской деятельности ;
— вести работу по формированию теоретических понятий о сюжете литературного произведения и его элементах , а также о приемах создания образов героев, учить составлять сравнительную характеристику персонажей;
— обратить внимание учащихся на нравственную проблематику повести: слабость и сила человека, бессмысленность и жестокость войны, душевная близость людей из враждебных лагерей , отношения между людьми и народами .
Фрагмент из романа «Война и мир» «Петя Ростов» Рекомендует для чтения шестиклассникам программа по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Многолетний опыт изучения литературы показывает, что, как правило, работа с этим отрывком проходила в 6-м классе интересно. Однако психологическая глубина Л. Толстого в изображении характера героя шестиклассникам, конечно, недоступна. Программа и учебное пособие предлагают обратить внимание на формирование теоретико-литературного понятия об эпизоде как элементе развития сюжета романа-эпопеи . Особое внимание авторы программы предлагают обратить на освещение в романе партизанской войны 1812 года и ее героев, на поведение Пети Ростова в партизанском отряде и во время боя.
Неточным и излишне прямолинейным представляется нам следующее положение программы: «Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига». Плодотворнее, как нам кажется, обратить внимание подростков на искусство писателя в изображении внутреннего состояния героя через детали его поведения.
Интересом шести — и семиклассников к психологии поведения человека и их читательским требованием «правды жизни», понимаемой как «правда жизненного факта», объясняется гораздо более широкое включение в современные школьные программы автобиографической трилогии. Так, программы под редакцией Г. И. Беленького, В. Я. Коровиной, А. И. Княжицкого, В. Г. Маранцмана рекомендуют обратиться к повести «Детство» в 6-м классе, программа национальных образовательных учреждений — в 7-м. В 6-м классе предполагают знакомство с повестью «Отрочество» программы под редакцией Г. И. Беленького и Т. Ф. Курдюмовой, в национальных образовательных учреждениях это предлагается сделать в 8-м классе.
Впервые в школьных программах появилась повесть Л. Толстого «Юность» . Знакомить с ней в классе рекомендуют программы под редакцией Г. И. Беленького, В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой и Г. С. Меркина в 9-м классе.
При этом обращается внимание на нравственную проблематику повестей: взаимоотношения в семье, духовный рост человека на основе самоусовершенствования и самовоспитания , анализ собственных поступков , на изображение процесса формирования характера Николеньки Иртеньева (Т.
Ф. Курдюмова), возникновение духовного конфликта героя с окружающей средой , на его борьбу с собственными недостатками .
Работа с повестями, входящими в трилогию, позволяет учителю обратиться к важнейшим литературоведческим категориям: автобиографическая проза, автобиографичность повествования, художественное время — время действительное и время воспоминаний , внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира людей , основные приемы создания образа .
Постепенное знакомство с ними позволяет учителю ставить и решать проблемы формирования у учащихся эстетически грамотного отношения к литературному произведению. Именно поэтому программа под редакцией В. Г. Маранцмана предлагает в 10-м классе начать изучение темы «Описание событий в романах и других произведениях Л. Н. Толстого» с обзорного знакомства с трилогией.
В программах под редакцией Г. И. Беленького, А. И. Княжицкого, В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, Г. С. Меркина в 8-м классе читается рассказ «После бала» . 8-9-й классы, по мнению психологов, учителей и методистов, — оптимальное время для формирования теоретического мышления, поэтому принято много внимания уделять работе с художественной деталью ; композиционными приемами контраста и антитезы; изучать характер повествования и взаимоотношения автора и рассказчика в произведении . Но это и время нравственного становления подростков, острой постановки этических проблем.
На уроках можно и нужно обсуждать, как и почему возникает и угасает любовь , что такое чувство долга, непротивление злу насилием .
Все это интересно и важно для учащихся.
В программе под редакцией А. И. Княжицкого, а также в программе по литературе для национальных образовательных учреждений предлагается познакомить подростков с повестью «Хаджи Мурат» , что связано, видимо, в большей степени с, так сказать, «внетекстовыми» обстоятельствами. Тема Кавказа и его завоевания, реальная историческая основа произведения остаются актуальны так же, как и гуманистический пафос повести.
Программы под редакцией Г. С. Меркина и А. И. Княжицкого рекомендуют для подготовки восприятия романа «Война и мир» в 10-м классе обратиться к изучению «Севастопольских рассказов» , особо выделяя при этом образы защитников крепости и авторское отношение к героям.
Изучение романа «Война и мир» все без исключения программы относят к 10-му классу. Схема работы над романом примерно одинакова:
1) подготовка восприятия: опора на изученное — «Бородино» М. Ю. Лермонтова, исторические источники, живописные портреты Л. Н. Толстого, иллюстрации к роману, история создания романа;
2) опорные понятия: роман-эпопея, диалектика, психологизм, художественное и публицистическое в стиле литературного произведения;
3) межпредметные связи и интеграция: литература — история, литература — русский язык, литература — кинематография, литература — книжная иллюстрация, литература — музыка;
4) система образов романа;
5) духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова;
6) «мысль народная» и «мысль семейная» в романе;
7) тема народной войны;
8) образы Кутузова и Наполеона;
9) значение образа Платона Каратаева;
10) природа в жизни героев ;
11) Роман «Война и мир» и его читатели ;
12) значение творчества Л. Н. Толстого для развития родной литературы .
Практически все программы дают дополнительные рекомендации по организации работы над текстом романа, что особенно важно учитывать, планируя классную и внеклассную исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
Программа под редакцией В. Г. Маранцмана дает очень развернутую характеристику всей системе уроков, предлагает интересные варианты заданий для учащихся и поворотов анализа в классе.
Программа под редакцией А. Г. Кутузова предлагает после каждого раздела творческий практикум .
Программа под редакцией Г. С. Меркина рекомендует выделять сведения по теории литературы , систему работы по развитию речи , указывает на связь с другими искусствами , краеведческий материал .
Программа под редакцией А. И. Княжицкого подсказывает литературный контекст изучения романа , рекомендует широкий круг сопутствующего чтения («Война и мир» — «Илиада» Гомера, «Пармская обитель» Стендаля. Сравнение баталистики Стендаля и Л. Н. Толстого.
Описание «редута смерти» у Л. Н. Толстого и описание битвы ахейцев и троянцев у Гомера), предлагает темы сочинений и творческих работ .
Творчество Л. Н. Толстого в школьных программах